Топотушки 480

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 г. ЧЕЛЯБИНСКА» (МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»)
454100, г. Челябинск, Чичерина, 4, б. тел.794-09-09,796-88-13, факс 244-40-72

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом

О У «ДС № 480
Челябинска»

М Б Д О У «ДС № 480 г. Челябинска»

. Журавлева

протокол Подписан:
№ 1от «Журавлева
» сентября
2021 г.
О.В.
DN: O="МБДОУ ""ДС №
480 г. Челябинска""",
CN=Журавлева О.В.,
E=doy480kurch@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2022.02.15 15:33:
39+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

2021 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвнвающая программа
художественной направленности «Топотушки»
(Срок реализации 1 год)

Разработчик:
Малкова Н.Г.,
педагог дополнительного образования

2021
1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка…………………………………………………….3
Учебный план первого года обучения………………………..…………..7
Календарный учебный график ……………………………………………9
Содержание программы «Топотушки» первого года обучения……….10
Методическое обеспечение программы «Топотушки»………………...15
Материально-техническое обеспечение…………………..………….....17
Список литературы……………………………………………………….18

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых
красок,

костюмов,

то

есть

мир

волшебного

искусства.

Особенно

привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и
игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу,
координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения
естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую,
зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник
познает

многообразие

современного

и

танца:
др.

классического,

Танцевальное

народного,

искусство

бального,

воспитывает

коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо

продолжать

развивать

у

дошкольников

творческие

способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество
может успешно развиваться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не
имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения
является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и
возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное
искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего
арсенала хореографического искусства то, что доступно детям.
В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Топотушки» легли программы «Ритмическая мозаика» А. И.
Бурениной, программа«Са-Фи-данс: танцевально-игровая гимнастика для
детей»Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г.
2

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая

программа

«Топотушки» (далее Программа) разработана в рамках художественно –
эстетической направленности.
Новизна программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Ее отличительными особенностями является: активное использование
игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная
часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы
заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Реализация данной цели связана с решениемследующих задач:
Образовательные:
•

Обучить детей танцевальным движениям.

•

Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение,
характер, передавать их танцевальными движениями.

•

Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

•

Формировать умение ориентироваться в пространстве.

•

Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:
•

Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.

•

Формировать

общую

культуру

личности

ребенка,

способность

ориентироваться в современном обществе.
•

Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
3

•

Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:
•

Развивать творческие способности детей.

•

Развить музыкальный слух и чувство ритма.

•

Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:
•

укрепление здоровья детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что

содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и
музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе
«Топотушки» представлены различные разделы, но основными являются
танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и
креативная гимнастика. Обучение по программе «Топотушки» создает
необходимый

двигательный

режим,

положительный

психологический

настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению
здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Формы и режим занятий: групповая (10-15 человек). Занятия
проводятся два раза в неделю (с сентября по май, всего 72 часа в год).
Ожидаемый результат и способы определения результативности:
По окончании обучения дети:  овладеют умением начинать и заканчивать
движение вместе с музыкой;  будут уметь двигаться под музыку, в
соответствии с её характером, ритмом и темпом, различать различные жанры
музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.), передавать в
танце характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный,
лирический,

героический

и

т.д.);

овладеют

различными

видами

танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег,
подскоки и др.), правильными позициями ног и положением рук;  получат
навык исполнения движений с сохранением при этом правильной осанки; 
будут свободно исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы
4

упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной
гимнастике.будут знать правила безопасности при занятиях физическими
упражнениями без предметов и с предметами.
Формы проведение итогов:
Открытые занятия для других групп и родителей в течение года, выступление
на утренниках и развлечениях, на отчетном концерте, участие в районных,
городских конкурсах и фестивалях.
В индивидуальном порядке педагог дает родителям каждому ребенку
рекомендации для дальнейшего обучения в школе искусств.

5

1. Учебный план первого года обучения
№
п/п

Раздел/тема

1.

Вводное занятие
Тема «Что такое танец»
Азбука музыкальноритмических движений
Тема: «Темп, характер
в музыке»
Тема: «Музыкальноритмические этюды»
Играя, танцуем
Тема: «Музыкальноритмические игры»
Спорт и танец
Тема: «Ритм»
Пластика в танце
Тема: «Танцевальные
этюды»
Тема: «Сюжетнообразные этюды»
Тема: «Импровизация»
Выражаем образ в
танце
Тема: «Сюжетнообразные этюдыминиатюры»»
Танцы, игры,
упражнения для
красивого движения
Тема: «Мимические
этюды»
Тема:
«Пантомимические
этюды»
Игровое танцевальное
творчество
Тема:
«Хореографические
миниатюры
Ритмические фантазии

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.

Количество часов
теори практик всег
я
а
о
1
1
0,5

Форма
проведения
промежуточно
й аттестации

4,5
2
2

0,5

6

6,5

0,5

6

6,5

1

10
3
3
3

0,5

6

1

6,5

Открытое
занятие

9
4
4

0,5

7

7,5

0,5

7

7,5
6

10.

11.

Тема: «Игрыдраматизации» .
Креативная гимнастика
Тема: «Образнопластические
перевоплощения»
Сюжетные занятия
(игры-путешествия)
«Здравствуй лето!»
Тема: «Образноигровые
перевоплощения»
Итого

0,5

5

6,5

0,5

7

8,5

7

65

72

Открытое
занятие
(подведение
итогов)

7

2. Календарный учебный график
На 2021-2022 учебный год
Продолжительность
учебного года
1 полугодие
2 полугодие
Продолжительность
образовательного
процесса
Начало учебного года
Конец учебного года
Показ открытых
мероприятий
График каникул
Зимние
Летние
Продолжительность
учебной недели
Выходные

С 01.10.2021 по 31.05.2022
01.10.2021-30.12.2021
10.01.2021-31.05.2022
36 недель
1 октября
31 мая
23.12.2021-31.12.2021
23.05.22-31.05.2022
31.12.2021-09.01.2022
01.06.2022-31.08.2022
5 дней
Суббота, воскресенье, праздничные дни,
установленные законодательством РФ

8

3. Содержание изучаемого курса (краткое описание тем) для первого
года обучения
1.
Вводное занятие
Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Беседа
об искусстве танца. Практика –Музыкальная игра «Потанцуй со мной дружок»
2.

Азбука музыкально-ритмических движений

Знакомство с темпами, характером музыки. Понятие о музыкальном
вступлении. Динамические оттенки в музыке.
Практика:
Строевые упражнения
Игроритмика
ОРУ без предмета
Акробатические упражнения
Музыкально-подвижные игры
Хореографические упражнения
Игропластика
3.

Играя, танцуем

Беседа о том, что танцевальные движения используются не только в танцах,
но и во многих упражнениях и играх. Объяснение правил игры.
Практика:
Строевые упражнения
Игроритмика
Танцевальные шаги
Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
4. Спорт и танец
Беседа о взаимосвязи спорта и танцев. Объяснение понятий «ритм», «чувство
ритма», «ритмическое движение».
9

Практика:
Строевые упражнения
Игроритмика
Хореографические упражнения
Танцевальные шаги
Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
5.

Пластика в танце

Беседа о творчестве в танце. Объяснение понятий «танцевальный этюд»,
«импровизация
Практика:
Строевые упражнения
Игроритмика
Танцевальные шаги
Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
ОРУ без предметов
Игропластика
6.

Игровой самомассаж

Выражаем образ в танце.Объяснение понятия «танцевальный образ». Беседа о
взаимосвязи музыкального и танцевального образа.
Практика6
Строевые упражнения
Игроритмика
ОРУ с предметами
Акробатические упражнения
Танцевальные шаги
10

Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
Игровой самомассаж
7.

Танцы, игры, упражнения для красивого движения

Объяснение понятий «осанка», «пластика», «грация». Беседа о важности
соблюдения правильной осанки, о красоте танца и танцевальных движений.
Практика:
Строевые упражнения
Игроритмика
ОРУ с предметами
Танцевальные шаги
Акробатические упражнения
Игропластика
Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
Игровой самомассаж
8.

Игровое танцевальное творчество

Объяснение

понятия

«композиция

танца».

Обсуждение

проблем,

возникающих в творческом процессе.
Практика:
Строевые упражнения
Игроритмика
Хореографические упражнения
Танцевальные шаги
Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
Игровой самомассаж
11

Игропластика
9.

Ритмические фантазии.

Объяснение понятия «художественное исполнение танцевального образа».
Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.
Практика:
Строевые упражнения
ОРУ без предмета
Хореографические упражнения
Акробатические упражнения
Ритмический танец
Музыкально-подвижные игры
Креативная гимнастика
Танцевально-ритмическая гимнастика
10.

Креативная гимнастика

Объяснение понятий «креатив», «креативная гимнастика». Поощрение
творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или
танцев.
Практика:
Креативная гимнастика
Игроритмика
Акробатические упражнения
Игропластика
Хореографические упражнения
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
11.

Сюжетные занятия (игры-путешествия).

Введение в тему (сюжет) занятия. Объяснение заданий. Подведение итогов.
Практика:
Строевые упражнения
ОРУ с предметами, без предметов, с речитативом
12

Креативная гимнастика
Игроритмика
Игропластика
Музыкально-подвижные игры
Танцевально-ритмическая гимнастика
Танцы.
Игровой самомассаж

13

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике
являются репродуктивная и творческая. Репродуктивная деятельность
направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение
выполнения движений, показанных педагогом. Творческая деятельность
направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и
умений для получения нового результата. Взаимосвязь двух этих видов
деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации
и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию
личности. При обучении используются основные методы организации и
осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные,
практические, проблемно-поисковые, исследовательские. В основе способа
организации занятий лежит игровой метод. Нетрадиционные виды
упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой,
игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играмипутешествиями. Раздел креативной гимнастики включает музыкальнотворческие игры и специальные творческие задания. Игровой метод придает
образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей
ребенка. Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы
обучения:  показ образца выполнения движения без музыкального
сопровождения, под счет;  выразительное исполнение движения под музыку;
 словесное пояснение выполнения движения;  внимательное отслеживание
качества выполнения упражнения и его оценка;  творческие задания. По
уровню деятельности детей используются методы объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.
Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого
хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его
содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала,
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы
направлены на то, чтобы танцевальная деятельность детей была
исполнительской и творческой. Учебный материал на занятиях по ритмике
распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала
или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное
обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение
14

творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации
интереса, проведение конкурсов, соревнований. Важным условием
творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи
свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных
средств для выражения музыкального образа, творческой комбинации
знакомых танцевальных движений.

15

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проводятся в музыкальном зале. Помещение должно быть
проветрено, хорошо освещено.
Техническое оснащение:
- музыкальный центр (МР-3 проигрыватель) - 1 шт;
- мультимедийная установка - 1 шт;
-интерактивная доска - 1 шт;
- съемные цифровые носители (флеш-карта) с аудиозаписями;
- обручи: диаметр 70 см 4 шт; диаметр 60 см - 11 шт;
- мячи надувные диаметр 25 см - 15 шт;
- скакалки длина 1,25 см - 15 шт;
- балансировочные подушки - 10 шт;
- массажные дорожки, ребристые - 2 шт;
- массажная дорожка «Змейка» - 4 шт;

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -СПб.: ЛОИРО, 2000.
– 122 с.
2. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-лет. –М.:
Айрис – пресс, 2009. – 144с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.:
ВЛАДОС, 2003–154с.
4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
5. Казакевич Н.В. СайкинаЕ.Г. , Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика.
Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 322 с.
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства
ритма у детей – СПб: Композитор, 2005. – 76 с.
7. Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Са-Фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика
для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных
учреждений.- СПб, «ДетствоПресс», 2007. – 352 с.
8. Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Фитнес-данс: лечебно-профилактический
танец. Учебнометодическое пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2007. – 384 с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».