МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 г. ЧЕЛЯБИНСКА» (МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»)
454100, г. Челябинск, Чичерина, 4, б. тел.794-09-09,796-88-13, факс 244-40-72
УТВЕРЖДАЮ
«ДС № 480
Челябинска»
В. Журавлева
2021 г.
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»
протокол Подписан:
№ 1 от Журавлева
«
» О.В.
сентября 2021 г.
DN: O="МБДОУ ""ДС № 480 г.
Челябинска""", CN=Журавлева
О.В., E=doy480kurch@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2022.02.15 16:18:
34+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Дополнительная общеобразовательная
общеразвнвающая программа
технической направленности "Лего. Учимся играя"
Разработчик:
Репко Нателья Александровна
Педагог дополнительного образования
2021
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка…………………………………………………….5
1.2.
Цель и задачи Программы………………………………………………...7
1.3.
Содержание Программы…………………………………………………...8
1.4.
Планируемые результаты освоения Программы…………………..……37
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график……………………..…………………....….38
2.2. Учебный план…………………………………………………….………….39
2.3. Условия реализации программы…………………………………………...40
2.4. Формы аттестации………………………………………………………..….40
2.5. Оценочные материалы………………………………………………………42
2.6. Методические материалы……………………………………………………43
2.7. Список литературы…………………………………………………………..44
1
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество находится на стадии активного развития информационных
технологий. Несомненно, это откладывает отпечаток и на образ сегодняшнего дошкольника.
Огромное разнообразие технических средств, развитие компьютерных технологий даёт
педагогу возможность сделать для ребенка познание окружающей его реальности ещё более
увлекательным.
Появляется
потребность
в
оснащении
образовательного
процесса
современными цифровыми средствами. Одной из таких новинок стало использование ЛЕГОтехнологий.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей
довольно широк.
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные
продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и
развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и
развивает моторику рук.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным
развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения,
точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук,
восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож
предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту
предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление;
учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять
их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта,
воображения,
мелкой
моторики,
творческих
задатков,
развитие
диалогической
и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию
логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными
инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Использование LEGO-конструктора является одним из актуальных средств для
интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов
деятельности.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
2
1.1 Пояснительная записка
Программа «Лего. Учимся играя» (далее Программа) определяет содержание и
организацию образовательного процесса по лего-конструированию с детьми 4-7 лет в условиях
лего-кабинета. Настоящая Программа разработана с учетом:
1.
Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
2.
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р).
3.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля
2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Актуальность программы в подготовке существенной базы для развития технических,
творческих, математических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием и
исследовательско-поисковой деятельностью, а следовательно, активизирует мыслительноречевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое
мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению,
расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения
в школе.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного и
личностно-ориентированного подхода в обучении. Помимо этого, в программе находит
применение проектный метод, стержнем которого является самостоятельная деятельность
детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Новизна программы «Лего. Учимся играя» заключается в том, что позволяет
дошкольникам в форме познавательной игровой деятельности раскрыть практическую
целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей
(математика, литература, окружающий мир и т.д.).
3
Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность,
развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему,
анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их,
расширит активный словарь.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных
конструкторских и проектировочных умений на основе LEGO - конструирования.
Задачи:
•
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
•
обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному
замыслу;
•
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело
до конца, планировать будущую работу;
•
пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться
в творческую деятельность;
•
развивать
мыслительные
пространственное
процессы
дошкольников
и
техническое
(творческое
мышление,
решение
активизировать
поставленных
задач,
изобретательность, поиск нового и оригинального).
•
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
•
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие
и умственные способности.
• по целям обучения - развивающая конструкторские способности и
первоначальные технические навыки;
•
по уровню освоения - дополнительное образование;
•
направленность - техническая
1.3 Содержание программы
Особенности организации дополнительного образовательного процесса
Наполняемость групп - не более 10 человек.
4
Занятия проводятся два раза в неделю. Общая продолжительность занятия в
соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет 30
минут – дети 5-ти лет; 30 минут – дети 6-ти лет; 30 минут – дети 7-ти лет.
Продолжительность обучения:
- первый год обучения - 64 занятия;
- второй год обучения - 64 занятия;
-третий год обучения – 64 занятия.
Ведущий вид деятельности - игра (игровые моменты). Образовательная деятельность
обогащается игровыми и сказочными сюжетами.
Содержание первого года обучения (возраст 5 лет)
Дети начинают заниматься лего-конструированием, как правило, со средней группы.
Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно
считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства
предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Задачи образовательной деятельности
1.
Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и
умственные способности.
2. Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
3. Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
4.
Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте,
ландшафте.
5.
Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
6.
Обучение воображению, творческому мышлению.
7. Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из
частей целое.
8.
Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Описание образовательной деятельности
Познакомить детей с деталями конструктора LEGO, их названием и размером. Учить
различать по цвету, форме, соединять детали. Учить конструированию по образцу. Учить
простейшему анализу сооруженных построек: выделять форму, величину, цвет конструктивных
деталей. Учить детей сравнивать предметы по длине и ширине. Обогащать речь детей. Учить
детей выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для
машин). Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора,
5
добиваться точности в процессе операционных действий. Развивать и поддерживать замысел
детей в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать в его осуществлении.
В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых
занятиях. После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек,
поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек единым
сюжетом.
Содержание второго года обучения (возраст 6 лет)
В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и
техническим разнообразием, дошкольники создают конструкции по образцу, условиям,
инструкции и собственному замыслу. В подготовительном дошкольном возрасте добавляется
конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по
собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать конструкторскую деятельность детей: самостоятельно определение замысла
будущей модели, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно
отбирать детали, выбирать способы скрепления деталей, определять сюжет, планировать
деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими
детьми
в
процессе
коллективных
творческих
работ.
Развивать
технические,
конструктивные и изобретательские умения.
2. Поддерживать личностные проявления в процессе конструкторской деятельности,
самостоятельность, индивидуальность и творчество.
3. Продолжать
развивать
эмоционально-эстетические,
творческие,
сенсорные
и
познавательные способности.
Описание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей модели, самостоятельно отбирать детали,
определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать
его.
Освоение новых более сложных способов скрепления деталей. Создание моделей по
схеме, образцу, творческому замыслу. Умение анализировать объект, свойства, устанавливать
пространственные,
пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их
пропорциональные соотношения.
Создание построек по заданным теме, условиям, схемам, моделям. Освоение
плоскостного конструирования.
6
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных
работ. Развитие умений адекватно оценивать результаты деятельности, стремиться к
совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению
взрослого.
Содержание третьего года обучения (возраст 7 лет)
В подготовительной группе формирование умения планировать свою постройку при
помощи LEGO-конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию
творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и
условиям.
Задачи образовательной деятельности
Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности,
рефлексии, активизировать творческие проявления детей.
1. Совершенствовать
компоненты
конструкторской
деятельности,
технические
и
изобретательские умения.
2. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные
способности.
Описание образовательной деятельности
Умение самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали,
определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
Проявление инициативы, высказывание собственных суждений и оценок.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать
его.
Самостоятельно использовать различные способы скрепления деталей. Умение
анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные
отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их
пропорциональные соотношения.
Самостоятельно
конструировать
постройки
по
заданным
теме,
условиям,
самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Применение способов создания
прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования. Совершенствование умений
планировать процесс создания модели.
Совместное со взрослыми и детьми коллективное творчество, наряду с успешной
индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата.
Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремиться к совершенствованию
7
умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
8
Учебно-тематический план (возраст 5 лет)
Тема
Цели
(развивающие,
технические,
Оборудование
Образовательная
общепредметные)
деятельность
Мои первые 1. Знакомство с наборами конструкторов
занятия
1. Конструктор
1.сборка
первых
часов
моделей
5/30 мин
2. Музыкальный центр (для (свободная тема) – «Что я
ЛЕГО
могу»;
2. Техника безопасности и правила поведения физминутки)
на уроке
3.Иллюстрации
3. Изучение названия деталей
деталей
желтая-красная)
4. Закрепление цвета, размера, формы
4. Образцы моделей
3. Ворота
моделей
и 2. Башня (высокая- низкая,
5. Развитие мелкой моторики
4. Забор
6. Формирование коммуникативных навыков
5. Змейка
Осенний лес 1.Обобщение
Кол-во
опыта
детей,
расширение 1. Конструктор
1. Дерево
кругозора
2. Музыкальный центр (для 2. Грибочек
2. Изучение названия деталей
физминутки)
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации
5. Развитие мелкой моторики
деталей
5. Корзинка для урожая
6. Формирование коммуникативных навыков
4. Образцы моделей
6. Цветок
5. Информационный материал
7. Яблочко, груша
3. Ягодка
моделей
(информация о животных)
9
и 4. Ежик
7/30 минут
Домашние
1.Обобщение
опыта
детей,
расширение 1. Конструктор
1. Собачка
питомцы
кругозора
2. Музыкальный центр (для 2. Кошечка
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Птичка
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Кролик
5. Развитие мелкой моторики
моделей
5. Черепашка
6. Формирование коммуникативных навыков
4. Информационный материал
6. Рыбка аквариумная
по теме
7. Мой домашний питомец
7/30 минут
(проект)
Мой город
1.Обобщение
опыта
детей,
расширение 1. Конструктор
1. Домик с окошком
кругозора
2. Музыкальный центр (для
2. Мостик через реку
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Избушка
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Дом многоэтажный
5. Развитие мелкой моторики
моделей
6. Формирование коммуникативных навыков
4. Информационный материал
4/30 минут
по теме (презентация)
Зимние
1.Обобщение
забавы
кругозора
2. Музыкальный центр (для 2. Подарок
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Шарик елочный
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Пингвиненок
5. Развитие мелкой моторики
моделей
5. Снежный комочек
6.
опыта
Формирование
навыков
детей,
расширение 1. Конструктор
коммуникативных 4. Информационный материал
по теме (презентация)
10
1.Елочка
6. Снеговичок
7. Дед Мороз
8/30 минут
8. Новый год (проект)
Зоопарк
1.Знакомство с различными животными
1. Конструктор
1. Львенок
зоопарка, расширение кругозора
2. Музыкальный центр (для
2. Жирафик
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Верблюжонок
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Слоник
5. Развитие мелкой моторики, внимания, речи моделей
5. Зебра
6.
6. крокодил
Воспитание
бережного
отношения
к 4. Информационный материал
животным
7.
по теме (презентация)
Формирование
навыков
7/30 минут
7. Мой зоопарк
безопасного
поведения с животными
У бабушки
1.Знакомство с жизнью в деревне, расширение 1. Конструктор
в деревне
кругозора
2. Музыкальный центр (для
2. Теленок
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Гусенок
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Пчелка
5.
Воспитание
бережного
отношения
к моделей
природе и труду человека
4.Информационный
6. Формирование коммуникативных навыков
по теме (презентация)
1. Петушок
5. Будка для собачки
материал 6. Домик для бабушки
7. Котик,
8. Собачка
11
8/30 минут
Весна
пришла
1.Обобщение
опыта
детей,
расширение 1. Конструктор
1. Цветок в вазе
кругозора
2. Музыкальный центр (для
2. Весеннее деревце
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Скворечник
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Радуга
5. Развитие мелкой моторики
моделей
5. Клумба с цветами
6. Формирование коммуникативных навыков
4.Информационный
материал 6. Кто просыпается из спячки
по теме (презентация)
В гостях у
сказки
Транспорт
1.Обобщение
опыта
детей,
расширение 1. Конструктор
(медведь)
1.Колобок
кругозора
2. Музыкальный центр (для
2. Репка
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Теремок
4. Закрепление цвета, размера, формы
3.Иллюстрации и образцы
4. Гуси-лебеди
5. Развитие мелкой моторики, внимания, речи моделей
5. Девочка
6. Воспитание положительного отношения к
4.Информационный материал
6. Мальчик
литературе
по теме (презентация)
1.Знакомство с транспортом
1. Конструктор
1.Машина легковая
2. Изучение названия деталей
2. Музыкальный центр (для
2. Кораблик
4. Закрепление цвета, размера, формы
физминутки)
3. Самолетик
5. Развитие мелкой моторики, внимания, речи 3.Иллюстрации и образцы
4. Вертолет
6. Формирование коммуникативных навыков
моделей
5. Автобус
4. Информационный материал
6. грузовик
по теме (презентация)
7. «Дорожный перекресток»
12
6/30 минут
6/30 минут
7/30 минут
Морские
обитатели
1.Знакомство
с
морскими
обитателями. 1. Конструктор
1.Рыба-меч
Расширение кругозора
2. Музыкальный центр (для
2. Осьминожка
2. Изучение названия деталей
физминутки)
3. Морской конек
4. Работа по образцу
3.Иллюстрации и образцы
4. Водоросли
5. Развитие мелкой моторики, внимания, речи моделей
5. Акула
6. Формирование коммуникативных навыков
4.Информационный материал
6. Морские глубины,
7. Воспитание правильной экологической
позиции (бережное отношение к животным)
по теме (презентация)
проектная деятельность
6/30 минут
Итого за
64 занятия/
учебный год
32 часа
13
Учебно-тематический план (возраст 6 лет)
Тема
Домашние
питомцы
Цели
(развивающие,
общепредметные)
технические,
1. Знакомство с домашними животными
(виды, порода, польза)
2. Развитие мелкой моторики
3.
Формирование
коммуникативных
навыков
4.Закрепление названий деталей
5. Воспитание правильной экологической
позиции (бережное отношение к
животным)
6. Формирование навыков безопасного
поведения (осторожное отношение с
животными)
Оборудование
1.
Конструктор
2.
Схемы
3.
Музыкальный
центр
(для физминутки)
4.
Иллюстрации моделей и
деталей
5.
Информационный
материал
(информация
о
животных, интересные факты)
14
Образовательная
деятельность
Модели:
1.Собака
2. Попугай
3.Кошка
4. Рыбки в
аквариуме
5. Кролик
6.Черепаха
7.Экзотические
животные (змеи, пауки и т.д.)
(работа в парах)
Кол-во
часов
7/30
минут
Здания и
сооружения
1.Знакомство с архитектурными
1.Конструктор
Модели:
сооружениями (виды, польза)
2.Схемы
1.Забор, ограда
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный
3.Формирование представлений об
физминутки)
3.Избушка
объемных фигурах (куб)
4.Иллюстрации моделей и деталей
4.Многоэтажка (работа
4.Формирование коммуникативных
5.Иллюстрации зданий (презентация)
в парах)
навыков (умение работать в группах и
6.Информационный материал (Самые
5. Домик на дереве
парах)
известные сооружения мира,
6.Групповой проект «В
5.Работа со схемами разных видов
интересные факты о жилищах разных
деревне у бабушки»
6.Формирование понятия проектирования
народов)
7.Изучение названий деталей и неявных
креплений
15
центр
(для
2.Мост
6/30
минут
Моя ферма
1. Знакомство с животными (виды,
1.Конструктор
Модели:
7/
порода, польза)
2.Схемы
1.Корова
30минут
2. Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Лошадь
3. Формирование коммуникативных
4.Иллюстрации моделей 5.Иллюстрации 3.Петух
навыков
животных (презентация)
4. Работа со схемами разных видов
6.Информационный
5. Изучение названий деталей и неявных
(информация о животных, интересные
6.Групповой проект
креплений
факты)
«Моя ферма»
4.Гусь
материал
5. Пчела в улье
6. Воспитание правильной экологической
7.Конструир-е по
позиции (бережное отношение к
замыслу (работа в
животным)
группах)
7. Формирование навыков безопасного
поведения (осторожное отношение с
животными)
8. Формирование положительного
отношения к человеческому труду
16
Зимние
1.Обобщение жизненного опыта детей
1.Конструктор, пластины
Модели:
10/30
забавы
2.Развитие мелкой моторики
2.Схемы
1.Снеговик
минут
3.Формирование
коммуникативных 3.Музыкальный
центр
(для
2.Новогодняя елочка
навыков (умение работать в парах и физминутки)
3.Дед мороз
группах)
4.Иллюстрации моделей (презентация)
4.Снегурочка
4.Работа со схемами разных видов
5.Информационный материал (стихи,
5.Елочный шар
5.Формирование
представлений
объемных фигурах (шар, пирамида)
об песни, рассказы)
6.Наглядный
елочные
6.Звезда на елку
материал
игрушки,
(елочка,
фигурка
Мороза, Снегурочки и т.д.)
Деда
7.Пигвиненок
8.Новогодняя мозайка
(работа в парах)
9. «Новый год на
пороге», проектная
деятельность
17
В гостях у
сказки
1.Обобщение жизненного опыта детей
1.Конструктор
Модели:
2.Развитие мелкой моторики
2.Схемы
1.Избушка на курьих
3.Формирование
коммуникативных 3.Музыкальный центр (для
8/30
ножках
навыков (умение работать в парах и физминутки, для прослушивания
2.Репка
группах)
отрывков сказок
3.Буратино
4.Работа со схемами разных видов
4.Иллюстрации к сказкам(презентация)
4.Доктор Айболит
5.Воспитание
положительного 5.Информационный материал (понятие
эмоционального отношения к литературе
народной сказки, тексты сказок)
5.Замок
Кощея
Бессмертного
6.Змей Горыныч
7.Кукольный
театр
«Колобок» (групповой
проект)
8.Кукольный
театр
«Теремок» (групповой
проект)
18
минут
Подводный
мир
1.Расширение кругозора (знакомство с
1.Конструктор
Модели:
9/30
водными обитателями)
2.Схемы
1.Акула
минут
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки, 2.Морская черепаха
3.Формирование коммуникативных
для прослушивания звуков океана)
навыков (умение работать в парах и
4.Иллюстрации
группах)
(презентация)
4.Работа со схемами разных видов
5.Информационный
материал
6.Маяк
5.Воспитание правильной экологической
(информация о животных, интересные
7. Краб
позиции (бережное отношение к
факты)
8. Рыбки
3.Рыба-меч
моделей,животных 4.Осьминог
5.Морской конек
животным)
9.«Мой аквариум» -
6.Формирование навыков безопасного
групповой проект
поведения
19
Цирк
1.Обобщение жизненного опыта детей
1.Конструктор
Модели:
9/30
2.Развитие мелкой моторики
2.Схемы
1.Клоуны
минут
3.Формирование
коммуникативных 3.Пластины LEGO
2.Силач
навыков (умение работать в парах и 4.Иллюстрации моделей,(презентация)
группах)
5.Информационный
4.Работа со схемами разных видов
(информация
5.Воспитание
положительного факты)
о
цирке,
3. Гимнастка
материал 4.Цирковой лев
интересные 5.Цирк
(мозайка,
эмоционального отношения к труду людей,
парах)
к животным
6.Клоун
Шапито
работа
(мозайка,
работа в парах)
7. Цирковая мозайка
8. Атлет. Мозайка
9. «Под куполом
цирка» (групповой
проект
20
в
Правила
1.Обобщение жизненного опыта детей. 1.Конструктор
Модели:
дорожного
Беседы о правилах дорожного движения
2.Схемы
движения
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Регулировщик
3.Формирование
4/30
1.Светофор
коммуникативных 4.Иллюстрациипо теме,
минут
3.Автомобиль
навыков (умение работать в парах и информационный
4.«Дорожный
группах)
материал(презентация)
перекресток»
4.Работа со схемами разных видов
5. Художественные произведения о
(групповой проект)
5.Воспитание
положительного ПДД
эмоционального отношения к труду людей,
к животным
Краски лета
1.Обобщение жизненного опыта детей, 1.Конструктор
Модели:
10/30
1.Радуга
минут
беседы о лете
2.Схемы
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки, 2.Грибы
3.Формирование
коммуникативных для прослушивания звуков природы)
навыков (умение работать в парах и 4.Иллюстрации
3.Ягоды
моделей, 4.Скворечник
группах)
информационный
5.Бабочка
4.Работа со схемами разных видов
материал(презентация)
6.Деревья в летнем лесу
5.Воспитание правильной экологической
7.Фрукты:
позиции (бережное отношение к природе)
груша, банан (работа в
парах)
8. Арбуз
9. Птицы
21
яблоко,
9.«Краски
лета»
(групповой проект)
Лего-игры
1. Показать разнообразие вариантов
1. Конструктор, пластины LEGO
1.Занятие –развлечение
1/30мину
использавания конструктора LEGO
2. Музыкальный центр для
(командный турнир по
т
2.Создать положительный эмоциональный
физминутки
Лего-играм: крестики –
настрой у детей
3.
Формирование
нолики, лабиринт,
коммуникативных
настольный футбол)
навыков (умение работать в парах и
группах)
Итого за
64
занятия/
32
часа
учебный год
22
Учебно-тематический план (возраст 7 лет)
Тема
Цели (развивающие, технические,
Оборудование
общепредметные)
с
животными
разных 1.Конструктор
Образовательная
деятельность
часов
Модели:
9/30
Животные
1. Знакомство
разных
континентов
2.Схемы
континентов.
2. Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Жираф
Африка
3. Формирование
1.Горилла
коммуникативных 4.Иллюстрации моделей
3.Зебра
навыков
5.Иллюстрации животных (презентация) 4.Лев
4. Работа со схемами разных видов
6.Информационный
материал 5.Крокодил
5. Изучение названий деталей и неявных (информация о животных, интересные 6.Слон
факты, загадки, стихи)
креплений
7.Верблюд
6. Воспитание правильной экологической
8.«Африка» (групповой
позиции
проект)
7. Формирование
навыков
безопасного
9.Свободное
поведения
конструирование по
8. Формирование навыков поведения в
теме
общественном месте
23
Кол-во
минут
Транспорт
1.Знакомство с видами транспорта и его 1.Конструктор
назначением в разные временные эпохи
2.Схемы
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный
3.Формирование
представлений
технических понятиях и терминах
4.Формирование
центр
(для
о физминутки)
Модели:
10/30
1.Автобус
минут
2.Легковой автомобиль
3.Гужевая повозка
4.Иллюстрации моделей
4.Грузовик
коммуникативных 5.Иллюстрации различных видов
5.Корабль
навыков
транспорта в разные временные эпохи
6.Парусная лодка
5.Работа со схемами разных видов
(презентация)
7.Самолет
6.Формирование понятия проектирования
6.Информационный материал (загадки,
8.Вертолет
7.Формирование навыков поведения в интересные факты, ПДД)
9.«Автомобиль моей
транспорте
мечты»
10. «Безопасность на
дороге» (групповой
проект)
Новый год на
пороге
1.Обобщение жизненного опыта детей
1.Конструктор, пластины
Модели:
10/30
2.Развитие мелкой моторики, внимания.
2.Схемы
1.Подарки под
минут
3.Формирование
коммуникативных 3.Музыкальный
центр
(для
новогодней елкой
навыков (умение работать в парах и физминутки)
(проектная
группах)
4.Иллюстрации моделей (презентация)
деятельность в парах)
4.Работа со схемами разных видов
5.Информационный материал (стихи,
2. «Мы слепили
песни, рассказы)
снежный ком»
24
5.
Развивать
изображение
умение
на
выполнять 6.Наглядный
плоскости. елочные
Математический счет
материал
игрушки,
(елочка,
фигурка
Мороза, Снегурочки и т.д.)
Деда
(проектная
деятельность в парах)
3.Дед Мороз (мозайка,
работа в парах)
6.Формирование понятия проектирования
4.Оленья упряжка Деда
Мороза (работа в парах)
5.Елочные
украшения
для новогодней елки
(работа в парах)
6.Новогодняя
лего-
мозайка
(снежинки,
елочные
шары,
пингвин),
работа
в
парах
7.Письмо Деду Морозу
(мой новогодний
подарок)
8. «Резиденция Деда
Мороза» групповой
проект
25
Службы
спасения
1.Обобщение жизненного опыта детей
1.Конструктор
Модели:
4/30
2.Развитие мелкой моторики
2.Схемы
1.Машина
3.Формирование коммуникативных
3.Музыкальный центр (для
помощи
навыков (умение работать в парах и
физминутки)
2.Машина полиции
группах)
4.Иллюстрации моделей и деталей
3.Пожарная машина
4.Работа со схемами разных видов
5.Иллюстрации (презентация,
4.«Мой город» -
5.Формирование понятия проектирования
мультфильм «Дядя Стёпа»)
групповой проект
6.Формирование правильного поведения в
6.Информационный материал (стихи и
случае чрезвычайных ситуаций
профессиях врача, полицейского,
скорой
минут
пожарного)
Мульт-герои
1.Обобщение жизненного опыта детей,
1.Конструктор
Модели:
расширение кругозора
2.Схемы
1.Миньоны
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Смурфик
3.Формирование коммуникативных
4.Иллюстрации мультипликационных
3.Смешарики
навыков (умение работать в парах и
персонажей (презентация, видео)
4.Супер семейка
группах)
5.Конструирование по
4.Работа со схемами разных видов
замыслу
5/30
минут
5.Формирование понятия проектирования
До нашей эры 1.Расширение кругозора (знакомство с
1.Конструктор
Модели:
разными видами доисторических
2.Схемы
1.Тиранозавр
животных)
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Саблезубый тигр
2.Развитие мелкой моторики
3.Диплодок
26
5/30
минут
Весенний
переполох
Космос
3.Формирование коммуникативных
4.Иллюстрации животных (презентация, 4.Динозавр
(лего-
навыков (умение работать в парах и
видео)
группах)
5.Информационный
4.Работа со схемами разных видов
(информация о животных, интересные
периода» - групповой
5.Формирование понятия проектирования
факты)
проект
1.Обобщение жизненного опыта детей,
Конструктор
Модели:
расширение кругозора
2.Схемы
1.Ваза с цветами для
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) мамы
3.Формирование коммуникативных
4.Иллюстрации по теме (презентация, 2.Животные в спячке
навыков (умение работать в парах и
видео)
(медведь)
группах)
5.Информационный материал
3.Скворцы прилетели
4.Работа со схемами разных видов
(информация о птицах, животных,
(скворечник)
5.Формирование понятия проектирования
весенних праздниках)
4.Летучая мышь
мозаика)
материал
5.«Парк Юрского
6/30
6.Формирование бережного отношения к
5. «Весна пришла»
природе
групповой проект
минут
1.Формирование представлений о космосе,
1.Конструктор
Модели:
5/30
космических аппаратах
2.Схемы
1. Ракета
минут
2.Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Луноход
3.Формирование коммуникативных
4.Иллюстрации моделей
3.Роботы
навыков
5.Иллюстрации планет, космических
жизни (работа в парах)
4.Работа со схемами разных видов
станций (презентация)
27
в
нашей
5.Воспитание правильной патриотической
6.Информационный
материал
4.«Инопланетяне с
позиции
(информация о космических телах,
планеты Лего» -
6.Формирование представлений о законах
интересные факты о полетах в космос)
групповой проект
физики, технических терминах и понятиях
7.Формирование положительного
отношения к человеческому труду
Пиратские
1.Обобщение жизненного опыта детей (в 1.Конструктор
сокровища
каких
произведениях,
фильмах
они 2.Схемы
1.Пират
встречали пиратов)
3.Музыкальный
2.Развитие мелкой моторики
физминутки)
3.Формирование
Модели:
центр
(для
3.«В поисках клада» -
коммуникативных 4.Иллюстрации моделей и деталей
навыков
5.Иллюстрации
4.Работа со схемами разных видов
пиратских кораблей, пиратов, карт
5.Формирование понятия проектирования
сокровищ и т.д.
6.Воспитание положительного
6.Информационный
эмоционального отношения к литературе
(интересные факты о пиратах, морские
7.Изучение некоторых специфических
термины)
морских терминов
28
2.Пиратский корабль
с
изображениями
материал
групповой проект
3/30
минут
Спорт в
нашей жизни
1.Обобщение жизненного опыта детей,
1.Конструктор
Модели:
расширение кругозора (виды спорта,
2.Схемы
1.Штангист
олимпийские игры, важности здорового
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Футболист
образа жизни)
4.Иллюстрации по теме (презентация, 3.Велосепедист (работа
2.Развитие мелкой моторики
видео)
3.Формирование коммуникативных
5.Информационный
навыков (умение работать в парах и
(информация
группах)
спорта, соревнований)
5/30
минут
в парах)
о
материал
различных
4.Работа со схемами разных видов
видах
4.Конный спорт (работа
в парах)
5.Конструирование по
замыслу
5.Формирование понятия проектирования
LEGO мозайка
1. Освоение и закрепление знаний о 1.Конструктор
Модели:
плоскостном конструировании. Счет
2. Пластины LEGO
1.Машина
2. Развитие мелкой моторики
3.Музыкальный центр (для физминутки) 2.Клоун
3.Формирование коммуникативных
4.Иллюстрации по теме
3.Лес
4.Животные
навыков (умение работать в парах и
группах)
4.Работа со схемами разных видов
29
6/30
минут
Лего-игры
1. Показать разнообразие вариантов
1. Конструктор, пластины LEGO
1.Занятие – развлечение
1/30
использавания конструктора LEGO
2. Музыкальный центр для
(командный турнир по
минут
2.Создать положительный эмоциональный
физминутки
лего-играм: крестики –
настрой у детей
нолики, лабиринт,
3. Формирование коммуникативных
настольный футбол)
навыков (умение работать в парах и
группах)
Итого за
64занятия
/32 часа
учебный год
30
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
К шести годам ребенок:
• Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной
деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к
позитивной оценке результата взрослым.
• Любит и по собственной инициативе конструирует из LEGO- конструктора.
•
Создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции,
собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
• Проявляет творческую активность и самостоятельность. Может самостоятельно
поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный
результат с позиции цели.
• Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных
творческих работ.
К семи годам ребенок:
• Обладает
развитым
воображением,
которое
реализуется
в
конструктивной
деятельности.
• Проявляет
самостоятельность,
инициативу,
индивидуальность
в
процессе
легоконструирования, имеет творческие увлечения.
•
Демонстрирует высокую техническую грамотность.
•
Владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов.
• Охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения
коллективных работ.
31
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Окончание
учебного года
Продолжительност
ь учебного года
(учебные часы)
Входной контроль
знаний
Текущий контроль
успеваемости
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Продолжительност
ь учебных занятий
Каникулы зимние
Каникулы летние
Дополнительные
дни отдыха,
связанные с
государственными
праздниками
1 год обучения
2 год
обучения
3 год обучения
01 октября
2018г.
30 мая 2019 г.
01 октября
2018г.
30 мая 2019 г.
01 октября
2018г.
30 мая 2019 г.
34 недели/64
часа
34 недели/64
часа
34 недели/64
часа
01.10 – 01.12 (октябрь-ноябрь)
В течение всего периода освоения программы
11.12-30.12
10.05-30.05
30 минут
30 минут
31.12.2018 по 08.01.2019
1.06.2019-30.09.2019
06.11; 23.02; 08.03; 01.05; 09.05
32
30 минут
2.2 Учебный план
Раздел,
направления
деятельности
Конструирование
по образцу
Конструирование
по схеме
Конструирование
по замыслу
Конструирование
по теме
Каркасное
конструирование
Плоскостное
конструирование
Всего часов
Возраст 5 лет
в неделю в месяц
2
в год
7
56
1
8
-
-
-
Возраст 6 лет
в неделю
в месяц
в год
Возраст 7 лет
в неделю
в месяц
1
8
-
4
30
1
-
1
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
64
4
30
8
1
8
1
8
1
8
-
-
1
8
1
8
1
8
64
33
-
в год
64
2.3 Условия реализации программы
1. Конструкторы LEGO Классик.
2. Пластины LEGO .
3. Демонстрационная доска.
4. Технические средства обучения (ноутбук).
5. Столы, стулья (по количеству детей).
6. Шкафы для учебно-игрового оборудования.
7. Игрушки для обыгрывания ситуации.
2.4 Формы аттестации
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью
педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения
Программы. В процессе диагностики изучаются характеристики образования детей на
соответствующих уровнях дополнительного бразования, путем наблюдений за ребенком и
экспресс- диагностики.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: промежуточной и
итоговой (результат каждого периода обучения) аттестации развития каждого воспитанника.
Результаты диагностики к концу каждого возраста интерпретируются следующим образом:
- «Часто»
- «Иногда»
- «Редко»
В диагностике нами используются специальные диагностические карты, с помощью
которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных
особенностей. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно
наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, ставится показатель «иногда». Если тот или иной показатель не проявляется в
деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности),
возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель
может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.).
Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится
«редко».
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми
требований дополнительной образовательной программы.
34
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить
индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом
выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей
по реализации дополнительной образовательной программы.
Если
по
каким-то
направлениям
присутствуют
оценки
«редко»,
процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного
психологического диагностического обследования.
2.5 Оценочные материалы
Умение рассказать
о постройке
Строит постройки
по замыслу
Строит постройки
по образцу
Различает детали
по форме, размеру,
цвету
ФИО
ребенка
Называет детали
конструктора
Диагностическая карта по легоконструированию (5 лет):
Умение рассказать
о постройке
Строит по образцу
Строит
подгруппами
Строит по
творческому
замыслу
Строит сложные
постройки
Работает по схемам
Называет детали
конструктора
ФИО
ребенка
Диагностическая карта по легоконструированию (6 лет):
35
Работа над
проектами
Использует
предметызаместители
Работа в команде
Строит по
творческому
замыслу
Строит по
инструкции
педагога
Строит по образцу
Строит
более
сложные модели
Называет все
детали
ФИО
ребенка
Диагностическая карта по легоконструированию (7 лет):
2.6 Методические материалы
1.
ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.- М.:
изд.Сфера, 2016.
2. Обухова С.Н., Рябова Г.А., Матюшина И.Ю., Симонова В.Г.
3. БедфордA.LEGO.Секретная инструкция, - Эком, 2013.
4.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO(моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO).-M.: «Линка- Пресс»,2001.
5.
Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов.-М:2003.
6.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.:
Академия,2002.
36
2.7 Список литературы
1. БедфордA.LEGO.Секретная инструкция, - Эком, 2013.
2. Бухмастова Е.В. Практика применения Лего-конструкторов в образовательном
процессе/ Е.В. Бухмастова.- Аша: 2011.
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.:
Изд.-полиграф центр «Маска»,
2013.
4. Злаказов, А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе/
А.С. Злаказов. – М: Бином: Лабораториязнаний. 2011. – 120 с.
5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
6. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
7. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровойдеятельности у детей с
помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
9. Лусс Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей
с отклонениями в развитии/Т.В. Лусс.-М.: 2004.
10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике.
Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
11. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом
«Карапуз», 1999.
12. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду /
Л.А. Парамонова. – Издательский центр Академия. 2002 . – 192 с.
13. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд.
Сфера, 2016.
14. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СанктПетербург. Детство-Пресс. 2011 г.
15. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
37
38