МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 г. ЧЕЛЯБИНСКА» (МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»)
454100, г. Челябинск, Чичерина, 4, б. тел.794-09-09,796-88-13, факс 244-40-72
Air
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ «ДС № 480
г. Челябинска»
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
МБДОУ «ДС №
г. Челябинска»
Протокол от «31» августа 2023
Журавлева
О.В.
Приказ
\ v\
• -*> f»-o
Ш
о\
И
О .В. Журавлева
о т № _
Подписан: Журавлева О.В.
DN: O="МБДОУ ""ДС № 480 г.
Челябинска""",
CN=Журавлева О.В.,
E=doy480kurch@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Обучение детей игре в шашки»
Возраст воспитанников: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчики: заместитель
заведующего по учебновоспитательной работе
О.В. Погорелова
2023 г.
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 г. ЧЕЛЯБИНСКА» (МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»)
454100, г. Челябинск, Чичерина, 4, б. тел.794-09-09,796-88-13, факс 244-40-72
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБДОУ «ДС № 480
г. Челябинска»
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
МБДОУ «ДС № 480
г. Челябинска»
О.В. Журавлева
Приказ от _________ №____
Протокол от «31» августа 2023
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Обучение детей игре в шашки»
Возраст воспитанников: 5 -7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчики: заместитель
заведующего по учебновоспитательной работе
О.В. Погорелова
2023 г.
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы .............................................. 3
1.1 Пояснительная записка ..................................................................................... 3
1.2 Цели и задачи программы ................................................................................ 6
1.3
Содержание
программы,
формы
организации,
тематическое
планирование ........................................................................................................ 6
1.4 Планируемые результаты… ...........................................................................12
2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................... 13
2.1 Календарный учебный график ....................................................................... 13
2.2 Учебный план, темы, формы.......................................................................... 13
2.3 Условия реализации программы.................................................................... 16
2.4 Формы аттестации ........................................................................................... 16
2.5 Методические материалы… ........................................................................... 18
2.6 Список литературы для педагогов, воспитанников и родителей ...............18
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По
массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая
народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5
тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью
общечеловеческой культуры.
Значительна роль шашек в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота
комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение,
не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. У некоторых людей
существует об игре в шашки ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой
игре. В действительности же научиться играть в шашки - дело далеко не легкое
и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и
глубины.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном
развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В
шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые
значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в
подготовке спортсменов высокого класса.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она
поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение
концентрировать внимание и логически мыслить. Все дети изначально
талантливы. Знакомя детей с элементарными правилами игры, ребенкудошкольнику следует помогать усвоить истину: шашки – дело
занимательное, увлекательное, но и сложное, шашки – это каждодневный
труд, труд упорный и настойчивый. Игра в шашки дарит ребенку радость,
творчества и обогащает его духовный мир.
Следует отметить, что в дошкольных учреждениях занятия шашками носят
разовый, эпизодический характер - турниры в детских садах, соревнования в районах и
в городе. Систематические занятия могут быть организованы только в кружках.
Для планомерной и последовательной работы с дошкольниками по основам
шашечного искусства в МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска» (далее Учреждение)
разработана и на протяжении нескольких лет успешно реализуется дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
физкультурноспортивной направленности программа «Обучение детей игре в шашки» (далее
Программа). Необходимость разработки и внедрения предлагаемой
Программы в образовательную деятельность Учреждения обоснована тем,
что:
в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью,
правила просты и общедоступны;
3
родители (законные представители) воспитанников, заинтересованные в
обучении детей игре в шашки, не всегда могут уделить детям время для
игры;
литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки
недостаточно.
Отличительной особенностью данной Программы является больший акцент на
начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля»,
более общее изложение основных положений без излишней детализации. Новизна
заключается в подборе интересного учебного материала, начиная с азов и
постепенным его усложнением.
В Программе изучение теории разумно сочетаются с практическими
занятиями, что укрепляет веру начинающих шашистов в свои силы и
возможности, доставляет радость творчества и эстетическое удовлетворение
от проведенных ими красивых комбинаций или окончаний. В процессе
деятельности у детей развиваются психические процессы (внимание,
воображение, сообразительность, наблюдательность, умение логически
мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою
деятельность),
воспитываются
волевые
качества
(усидчивость,
объективность, сосредоточенность, целеустремленность), формируются
основы дисциплинированности. Дети проявляют живой интерес к игре в
русские шашки, познают дух соперничества и соревнования.
Программа направлена на:
1) создание условий для гармоничного развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации и личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности;
2) создание развивающей предметно-пространственной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
совместной и самостоятельной образовательной деятельности;
3) развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу,
развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность,
формирование предпосылок учебной деятельности.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020г., регистрационный №
61573);
Санитарные правила СП 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
4
для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2, зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г.
регистрационный № 62296);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа учитывает конкретные условия, образовательные
потребности, особенности развития детей старшего дошкольного возраста и
разработана с использованием учебно-методических пособий:
1) В. Белоусова, М. Шаца «Курс шашечных лекций» Издание ГлавУНО
Администрации Челябинской области (Лицензия ЛР № 040647 от 13 августа
1993 г.);
2) С.И. Давыдова, А.Н. Сапрон «Русские шашки» (рабочая тетрадь для
спортивно-оздоровительной группы СДЮСШОР, ДЮСШ Челябинск 2008
г.), рекомендовано ГОУ ДПО ЧИППКРО;
3) С.И. Давыдова, А.Н. Сапрон «Русские шашки» (рабочая тетрадь для групп
начальной подготовки СДЮСШОР, ДЮСШ Челябинск 2009 г.),
рекомендовано ГОУ ДПО ЧИППКРО;
4) С.И. Давыдова, А.Н. Сапрон «Русские шашки. Дебютные ловушки»
(рабочая тетрадь для групп СДЮСШОР, ДЮСШ Челябинск 2011 г.),
рекомендовано ГОУ ДПО ЧИППКРО.
В дошкольном детстве складывается потенциал для познавательного,
волевого и эмоционального развития ребенка.
Обучение старших дошкольников игре в шашки значительно расширит
возможности педагогов в формировании предпосылок для успешного
перехода на следующую ступень образования, станет основой усвоения
различных предметов в школе.
Программа разработана с учетом специфики дошкольного образования,
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»
и
предназначена
для
специалиста,
реализующего
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
физкультурно-спортивной направленности в дошкольной образовательной
организации.
Обучение игре в шашки обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом
их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
5
особенностей и способствует:
1) охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства;
3) созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
4) формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
5) выявлению, развитие и поддержку талантливых обучающихся, подготовку
спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки.
1.2 Цель Программы
Цель Программы - создание условий для интеллектуального развития
детей старшего дошкольного возраста, раскрытие умственного, нравственного,
эстетического, волевого потенциала личности воспитанников при обучении игре в
шашки.
Задачи, реализуемые при обучении детей игре в шашки:
познакомить с историей возникновения и развития шашек как игры;
обучать основам шашечной игры (терминология, основные понятия, правила
игры);
обучать теории и практике шашечной игры (тактические приемы,
комбинация);
формировать умения ориентироваться на плоскости (шашечная доска),
умение производить расчеты на несколько ходов вперед;
формировать у воспитанников умение применять полученные знания на
практике;
активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое
мышление, память, наблюдательность, находчивость, выдвигать, доказывать
и опровергать свои решения;
воспитывать отношение к шашкам как к полезным и нужным занятиям,
имеющим спортивную и творческую направленность;
развивать у детей навыки общения во время игр, сообразительность,
умение разрешать проблемные ситуации;
воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, выдержку, силу
воли, целеустремленность, коллективизм.
1.3 Содержание программы, формы организации, тематическое планирование
6
Программа формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития
личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования.
Содержание Программы составлено с учетом принципов и подходов к
формированию образовательных программ:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество Учреждения с семьёй;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка, поддержка инициативы детей;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть
достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»;
– реализация принципа системности.
В структуру образовательной деятельности по обучению детей игре в
шашки включены такие компоненты как:
образовательная деятельность;
самостоятельная деятельность детей в режимных моментах;
образовательная деятельность в семье.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть игрой
в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания
на практике.
В течение всего периода реализации Программы идет тесное
взаимодействие с семьями воспитанников.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
родители (законные представители) являются не только равноправными, но и
равноответственными участниками образовательной деятельности. В нашем
Учреждении активно используются как традиционные, так и нетрадиционные
формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Для повышения качества игры, через организацию практической
деятельности в семье, педагог активно использует разные формы
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями):
индивидуальные и групповые консультации; родительские практикумы;
мастер-класс «Учимся правилам игре в русские шашки»; совместные минитурниры по русским шашкам.
Практикумы организуются с целью выработки у родителей (законных
представителей) педагогических умений по обучению детей игре в шашки,
эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций,
7
тренировка. Активно используются Интернет-ресурсы: групповые блоги,
электронная почта, viber.
Программа рассчитана на два года обучения. Каждый год обучения
включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации Программы на первом году обучения:
На подготовительном этапе воспитанники знакомятся с историей
развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают
тренировочные игры. Дети осваивают ключевые понятия Программы «комбинация», «жертва», «атака», «защита», «дебют», «окончание»,
«тактика», «стратегия», «угроза», «связка» и др.
На втором, основном этапе, воспитанники изучают основы теории
шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся
с игрой в русские шашки с композицией и дебютами. Вместе с этим проводят
тренировочные игры.
На заключительном этапе воспитанники закрепляют полученные знания,
проверяются знания и умения в практической деятельности – участие в
турнирах внутри Учреждения, в районе.
Этапы реализации Программы на втором году обучения:
На подготовительном этапе второго года обучения воспитанники
повторяют теоретические основы игры в русские шашки, освоенные на
первом году обучения.
На основном этапе дети совершенствуют знания и умения - решают
задачи, играют в шашки между собой и со взрослыми. Дети второго года
обучения активно участвуют в турнирах разного уровня (внутри
Учреждения, в районе и в городе).
На заключительном этапе итогом освоения Программы становится
присвоение победителям и участникам турниров разрядов, награждение
грамотами, медалями, кубками по русским шашкам.
8
Тематическое планирование
образовательной деятельности с детьми по обучению игре в шашки
№
1
2
3
Программное содержание
Наименование
разделов и тем
Вводное занятие: шашечная доска, 1. Познакомить детей с историей
начальные сведения об игре, общие русской игры в шашки.
положения.
2. Дать сведения о шашечной доске
(горизонтальные ряды шашечной
доски
обозначаются
цифрами
1,2,3,4,5,6,7,8; вертикальные ряды –
буквами латинского алфавита) и
расположения шашек.
3. Научить
детей
правильно
расставлять шашки (белые и черные
занимают 3 ряда
по 4 шашки на трех первых и трех
последних рядах; первый ход
всегда
делает
играющий
белыми,
в
дальнейшем ходы делают по
очереди; простые шашки ходят по
диагонали только вперед на соседнее
поле, если она не занято.)
4.
Воспитывать
усидчивость,
внимание и выполнять правила
расстановки шашек.
Основы шашечной теориицель 1. Научить детей обращаться с
игры:
шахматной
доской,
фигурами;
научить играм в «Шашки».
цель игры;
2. Стимулировать
развитие
ход;
логического мышления.
ходы шашки;
3. Воспитывать
первый ход;
коммуникативные
навыки,
момент совершения хода;
стремления
к
преодолению
прикосновение к шашке.
трудностей, уверенности в себе.
Воспитатель играет с каждым
1. Обучать детей ходам при игре.
ребенком (одна партия).
Познакомить
с
терминологией
Игра в парах.
(противоположные
стороны,
диагонали).
2. Развивать
интеллектуальных способностей и
совершенствовать
мыслительные
9
4
5
6
7
операции.
3. Воспитывать
усидчивость,
умение
ориентироваться
на
шашечной доске.
Тактика и техника шашечной игры. 1.
Формировать
умения
Общие вопросы шашечной теории: логически рассуждать,
2. Объяснить положения в игре
Что дает знание теории
дамок.
игры?
3.
Развивать
логическое
Взаимное
обогащение
мышление,мелкую моторику.
теории и практики;
4.
Воспитывать
С чего начинать изучение
усидчивость,
теории шашечной игры. Общее
умение
правило
равновесиясил: любознательность,
- потеря уже одной шашкиведет к побеждать и быть побежденным.
проигрышу;
- дамка сильней шашки.
Решение задач с 1 – 12
1. Закреплять
умение
детей
(Приложение № 1).
обращаться с шахматной доской,
фигурами.
2.
Формировать
умения
логически рассуждать,
3.
Воспитывать
коммуникативные
навыки,
стремления к
преодолению
трудностей,уверенность в себе.
Игра в парах. Решение задачс 13- 1. Формировать умения логически
27 (Приложение
№ 2).
рассуждать,
обобщать
2. Развивать дух соперничества.
3. Воспитывать
усидчивость,любознательность.
Различные
способы
1. Закреплять
умения
детей
выигрыша шашки:
пользоваться терминами при игре.
Разнообразие
тактических 2. Формировать умения у детей
видеть
угрозу
со
стороны
приемов в игре;
противника.
Важность
умения
пользоваться
тактическими 3. Воспитывать коммуникативные
навыки, стремления к преодолению
приемами;
трудностей, уверенности в себе.
Расчет ходов в партии;
Техника
проведения
тактических приемов;
Значение техники игры в
окончаниях;
Разбор
различных
способов выигрыша шашки.
10
обо
обо
иси
Различные виды проигрыша. 1. Формировать умения решать заданные
Решение задач с 27 – 42 определенные комбинации. Закреплять
навыки думать на один, два хода вперед.
(Приложение № 3)
2. Воспитывать отношение к шашкам как
к серьезным и полезным занятиям,
имеющим спортивную и творческую
направленность.
9 Различные виды ничьей. 1. Продолжать
знакомить
с
Решение задач с 43 – 57 терминологией (понятие «ничья» - когда у
обеих сторон нет возможности выиграть
(Приложение № 4)
или когда обе стороны приходят к
обоюдному согласию).
2. Продолжать формировать навык у
детей соблюдать правила игры, решать не
сложные комбинации при решении задач.
3. Воспитывать
умение
у
детей
применять правила на практике.
10 Неправильности при ведении 1. Обучать играть дамкой, думать на два
партии. Решение задач с 58 – шага вперед, видеть угрозу со стороны
72 (Приложение № 5)
противника.
11 Элементарные ловушки в 1. Продолжать закреплять умения у детей
начале партии:
решать несложные задачи, ставить
Показ и разбор примеров; ловушки в начале партии, видеть все поле.
Решение задач с 73 – 86 2. Развивать усидчивость, соблюдать
правила игры.
(Приложение № 6)
3. Воспитывать отношение к шашкам как
к серьезным, полезным занятиям.
12 Важнейшие данные об игре в 1. Совершенствовать
умения
окончаниях:
ориентировки на плоскости.
интеллектуальные
Технически
трудные 2. Развивать
способности у детей в окончаниях партий.
окончания;
умственные
Дамка и две простые 3. Активизировать
способности: умение производить расчеты
против дамки;
Три дамки против дамки и на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление.
простой;
настойчивость,
Три дамки против дамки и 4. Воспитывать
целеустремленность,
находчивость,
двух простых.
внимательность, уверенность, волю,
трудолюбия.
Развивать глазомер и
зрительную
память.
8
11
13 Шашечные
композиции 1. Продолжать
обучать
детей
(Приложения № 7, 8, 9, 10)
комбинациям,
теории
и
практике
шашечной игры.
2. Поощрять
стремление
детей
к
самостоятельности.
3. Вырабатывать у воспитанников умение
применять
полученные
знания
на
практике.
14 Правила соревнований:
1. Закреплять у детей умения видеть
Виды
и
характер допущенные ошибки, прогнозировать
результаты своих действий и чувствовать
соревнований;
Системы
проведения себя в безопасности, выступая на равных
со сверстниками.
соревнований;
Права
и
обязанности 2. Развивать умственные способности
воспитанников: логическое мышление,
участников;
Время на обдумывание умение производить расчеты на несколько
ходов вперед, образное и аналитическое
ходов;
мышление.
Учет сделанных ходов;
Решение задач (Приложение 3. Воспитывать память, усидчивость.
№ 11,12,13)
Правила соревнований:
1. Продолжать обучать детей решению
заданных определенных комбинаций,
откладывание партии;
15 доигрывание отложенной закреплять навыки думать на один, два
хода вперед.
партии;
2. Развивать логическое мышление при
результаты
решении задач.
соревнований;
проведение командных 3. Воспитывать отношение к шашкам как
к серьезным и полезным занятиям,
соревнований.
Решение задач (Приложение имеющим спортивную и творческую
направленность.
№ 14,15,16).
16
Турнир
по
русским 1. Закрепить правила ведения игры перед
шашкам
соревнованиями.
2. Активизировать
мыслительную
деятельность дошкольников: тренировать
логическое и стратегическое мышление,
память и наблюдательность.
3. Совершенствовать умение детей играть
в шашки.
4. Воспитывать
настойчивость,
целеустремленность, уверенность и волю
к победе.
12
1.4 Планируемые результаты
По окончанию освоения Программы дети:
имеют представление об игре в шашки, знакомы с историей ее
возникновения и развития;
владеют терминологией, основными понятиями теории игры в шашки;
знают правила игры, применяют их на практике;
владеют навыками общения со сверстниками (во время игры, на турнирах
и соревнованиях, в проблемных ситуациях);
умеют действовать в команде, сообща преодолевать трудности, вместе
добиваться результата и радоваться успеху;
- имеют уровень подготовке к школе выше среднего и высокий;
имеют умеренную тревожность и адекватную самооценку, владеют
приемами волевой регуляции поведения;
активно участвуют в турнирах, спартакиадах разного уровня (внутри
Учреждения, в районе и в городе) и получают разряды по русским шашкам.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график в МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»
Параметры
Организация образовательной деятельности
по реализации Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной
направленности «Обучение детей игре в
шашки»
Продолжительность
образовательной
деятельности
по
реализации
дополнительной Программы
Режим работы
Выходные дни
Зимние каникулы
Временной период
01.10. предыдущего года –
31.05. последующего года
32 недель/64 занятий
2 дня в неделю (Вторник,
Четверг)
2 часа (16:30-17:40)
Суббота.
Воскресенье,
праздничные
дни,
установленные
законодательством РФ
01.01.- 08.01. текущего года
обучения
13
Летние каникулы
01.06.- 31.08 текущего года
обучения
2.2 Учебный план
В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учебный
план является документом, определяющим перечень, трудоёмкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебного
предмета (курсов, дисциплин/модулей, практических видов учебной
деятельности) и форм промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательная деятельность по обучению детей игре в шашки
реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе
специально организованных занятий и самостоятельной деятельности в
режимных моментах.
Образовательная
деятельность
Периоды обучения
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Количество
занятий в неделю
2
2
Количество
занятий
в год
32/64
32/64
Образовательная деятельность с детьми проводится подгруппами (15
человек в подгруппе) два раза в неделю с октября по май, что составляет 32
недель и 64 занятий в год. Продолжительность деятельности для детей
старшей группы - 30 минут, для детей подготовительной к школе группы - 30
минут, в течение которой по мере необходимости проводятся физкультурные
минутки. Интервал между образовательной деятельностью составляет не
менее 10 минут. Расписание занятий составляется для создания наиболее
благоприятного режима деятельности и отдыха детей по представлению
педагога, осуществляющего реализацию Программы, с учетом пожеланий
родителей (законных представителей) обучающихся и возрастных
особенностей старших дошкольников.
№
п/п
1
2
Возраст
детей
5 – 6 лет
6 – 7 лет
Понедельник
Вторник
16:30–17:00
17:10–17:40
Среда
Четверг
Пятница
16:30–17:00
17:10–17:40
14
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Название раздела, темы
Количество
часов
(занятий)
Вводное занятие: шашечная доска,
начальные сведения об игре, общие
положения
Основы шашечной теории цель игры:
цель игры;
ход;
ходы шашки;
первый ход;
момент совершения хода;
прикосновение к шашке.
Воспитатель играет с каждым ребенком
(одна партия). Игра в парах.
Тактика и техника шашечной игры.
Общее правило равновесия сил:
- потеря уже одной шашки ведет к
проигрышу;
- дамка сильней шашки.
Решение задач с 1–12 (Приложение №
1).
Игра в парах. Решение задач с 13- 27
(Приложение № 2).
Различные способы выигрыша шашки:
Разнообразие тактических приемов в
игре;
Важность
умения
пользоваться
тактическими приемами;
Расчет ходов в партии;
Техника проведения тактических
приемов;
Значение техники игры в окончаниях;
Разбор различных способов выигрыша
шашки.
Различные виды проигрыша. Решение
задач с 27 – 42 (Приложение № 3).
2
Формы
промежуточной
аттестации,
контроля
Викторина
2
Игра «Научим
мишку играть в
шашки»
2
4
Контрольные
игры
Игры
3
Проверка задач
4
Проверка
упражнений
Анализ партий
6
4
Проверка
упражнений
15
9
10
11
12
13
14
15
16
Различные виды ничьей. Решение задач
с 43 – 57 (Приложение № 4)
Неправильности при ведении партии.
Решение задач с 58 – 72 (Приложение
№ 5).
Элементарные ловушки в начале
партии:
Показ и разбор примеров;
Решение задач с 73 – 86 (Приложение
№ 6).
Важнейшие данные об игре в
окончаниях:
Технически трудные окончания;
Дамка и две простые против дамки;
Три дамки против дамки и простой;
Три дамки против дамки и двух
простых.
Шашечные композиции (Приложения
№ 7, 8, 9, 10).
Правила соревнований:
Виды и характер соревнований;
Системы проведения соревнований;
Права и обязанности участников;
Время на обдумывание ходов;
Учет сделанных ходов;
Решение
задач
(Приложение
№ 11,12,13).
Правила соревнований:
откладывание партии;
доигрывание отложенной партии;
результаты соревнований;
проведение
командных
соревнований.
Решение
задач
(Приложение
№ 14,15,16).
Турнир по русским шашкам
4
4
Проверка
упражнений
Анализ партий
4
Проверка
упражнений
3
Игры
8
Проверка
упражнений
Проверка
упражнений
6
6
Анализ партий
между
воспитанниками
2
Результаты
участия
турнирах
в
16
2.3 Условия реализации Программы.
Педагогическую деятельность по реализации Программы осуществляет педагог, имеющий среднее профессиональное
образование, отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике работников
образования (профессиональным стандартам), прошедший профессиональную переподготовку по программе «Педагогика
дополнительного образования» и получивший документ установленного образца.
Оснащение образовательного процесса по обучению детей игре в шашки обеспечивает возможность организации как
совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в
рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Оснащение кружка по обучению детей игре в шашки:
1) шашечные доски с набором шашек на каждого ребенка;
2) демонстрационная магнитная доска;
3) комплект индивидуальных задач.
В группах дошкольного возраста: наборы шашечных досок с шашками наподгруппу детей.
2.4 Формы аттестации: викторины, контрольные игры, проверка задач, игры, проверка упражнений, анализ партий
между воспитанниками, результаты участия в турнирах.
Приложение № 17
2023 -2024 учебный год
№
п/п
Ф.И.
ребенка
Год
рождения Знание
правил
игры
НГ
1
2
3
4
5
6
7
8
КГ
Умение
определять
результат партии
в окончаниях «1
простая против 1
простой» или 2
против 2
НГ
КГ
Знание
отдельных
ловушек
в
начале
партии
Критерии оценивания
Умение
Умение
проводить
находить
простейшие
«угрозы»
комбинации
противника и
подготавлива
ть свои
Умение
решать
концовки,
этюды,
задачи
Выявление
уровня игры.
Умение
находить
и
исправлять
ошибки
Проверка
уровня игры
на турнирах
НГ
НГ
НГ
НГ
НГ
КГ
КГ
НГ
КГ
КГ
КГ
КГ
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Критерии
оценивания:
Не
овладел
–
Н;
Овладел
частично
–
ОЧ;
Овладел
–
О
17
2.6. Методические материалы
Для реализации учебной программы используется следующее оборудование:
1. Демонстрационная магнитная доска;
2. Магнитные шашки;
3. Настольные шашки на каждого ребенка;
4. Мел и доска;
5. Иллюстрации шашечных позиций, раскрывающих тему занятий;
6. Дидактические игры и задания;
7. Картотека задач (Приложение).
2.7. Список литературы
1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек.
Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.
2. Белоусов В., Шац М. «Курс шашечных лекций»
3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007
4. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999.
5. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две
на две.- М.: Владос, 2001
6. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная
теория.-М.: Владос, 2001,
7. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник
старшего воспитателя. № 8\август 2011
8. Интернет
сайт
для
любителей
шашек
http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php
9. Давыдов С.И., Сапрон А.Н. «Русские шашки» (рабочая тетрадь)
рекомендовано ГОУ ДПО ЧИППКРО 2008 г.,
10. Давыдов С.И., Сапрон А.Н., «Русские шашки» Челябинск, 2009 г.
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций".
18
Приложение 1
19
Приложение № 2
20
Приложение № 3
21
Приложение № 4
22
Приложение № 5
23
Приложение № 6
24
Приложение № 7
25
Приложение № 8
26
Приложение № 9
27
Приложение № 10
28
Приложение № 11
29
Приложение № 12
30
Приложение № 13
31
Приложение № 14
32
Приложение № 15
33
Приложение № 16
34