Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №480 г. Челябинска»
Принято:
Педагогическим советом
протокол № 1_
«31 » августа 2022 г
уравлева
Журавлева О.В.
Подписан: Журавлева О.В.
DN: O="МБДОУ ""ДС №
480 г. Челябинска""",
CN=Журавлева О.В.,
E=doy480kurch@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Весёлые нотки»
Руководитель
Швецова С.Н.
Челябинск
2022 год
Содержание
I. Целевой раздел программы
Пояснительная записка 3
Основные принципы обучения детей пению
6
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Планируемые результаты освоения программ
7
12
II. Содержательный раздел программы
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Учебно-тематический план
21
III. Организационный раздел программы
Организация и проведение занятий вокального кружка
Список литературы
25
1
23
13
I. Целевой раздел программы
Пояснительная записка
В соответствии с современной научной Концепцией дошкольноговоспитания о
признании самоценности дошкольного периода детства на первыйплан выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности
ребёнка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство
воздействия на детей. Благодаря музыке ребёнок способен увидеть прекрасное не
только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Она
способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того
музыка развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность.Жизнь детей
без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой
детской радости. Ребёнок открывает для себя музыку как удивительное чудо,
которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека,
его переживаниях, чувствах и мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определённой системы и
последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие
музыки возможно путём подбора соответствующих произведений. Им прививаются
простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение
выслушивать произведение до конца, следить за его развитием. Запоминать его
основную
идею
и
характер.
Наиболее
яркие
средства
музыкальной
выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к
такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и
доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству
музыки и слова в песне, и в силу самой природы естественного певческого звучания,
вызывающего сильнейшие эмоции.
Пение – основной музыкального искусства, которому последовательно обучают
в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному
2
звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному
звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих
навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха
особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создаёт условия для их
эмоционального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца
умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у
детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть не внимательным
просто нельзя, не получится стройного пения. Не будет хора. В условиях совместного
пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением,
объективно укрепляет своё и физическое и психическое здоровье. Но детское
музыкальное творчество формируется не только в пении. Основная идея методики
игры на музыкальных инструментах – близость к детской жизни. Звучание
инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра принимает
творческий, импровизационный характер. Музыкальный инструмент должен
рассматриваться не как развлечение, с которым манипулируют дети, а как средство
развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон
личности.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных,
творческих способностей, исполнительского мастерства.
Дополнительная образовательная Программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Постановлением правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
3. Письмом Минобрнауки
России
от
28.02.2014
N
08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
3
29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Правилами «СанПин» 2.4.1.3049-13 г.;
6.
Лицензией на осуществление образовательной деятельности;
7. Уставом ДОУ
Данная программа дополнена и переработана: содержание дополнительной
образовательной программы трансформировано и обогащено необходимой
развивающей средой.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная
ценность,
высокий
художественный
уровень
используемых
музыкальных
произведений.
Цель программы:
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения.
Задачи программы:
•
Воспитывать интерес к вокальному искусству
•
Научить детей правильно и выразительно петь
•
Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса, умение различать звуки
по высоте
•
Развивать чистоту интонирования, чёткую дикцию, правильное певческое
дыхание, артикуляцию
•
Создать условия для развития личности ребёнка, его эмоциональной сферы,
интеллекта, развития эстетических чувств.
Новизна программы вокального кружка заключается в следующем: программа
имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения,
которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс,
конкретизировать и структурировать её содержание, с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников. А так же предоставляет возможность
4
для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе
программы используются инновационные технологии: групповой деятельности,
личностно-ориентированные на игровые технологии.
Актуальность
предлагаемой
образовательной
программы
заключается
в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической
и эстрадной музыке, раскрытии в детяхразносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируютэстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Условия, созданные в ДОУ для реализации программы:
• Учебное помещение: музыкальный зал
• Нотные пособия, соответствующие возрасту детей
Музыкальный центр, микрофоны, аудиозаписи с классическими и эстрадным детским
музыкальным репертуаром.
Основные принципы обучения детей пению
Обучение детей пению проводится по плану на основе общепедагогических
принципов, т.е. основных положений дидактики.
1. Принцип воспитывающего обучения:
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно
воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает
отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребёнка. У детей
развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2. Принцип доступности:
Содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы
обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального
развития детей каждой возрастной группы.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности:
5
В начале года во всех возрастных группах даются более лёгкие задания, чем в
конце года, постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4. Принцип наглядности:
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая
наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое
восприятие. Основной приём наглядность – это образец исполнения песни
педагогом.
5. Принцип сознательности:
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, сих
заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для
умственной активности детей речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в
его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6. Принцип прочности:
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо
разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного
репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательнымего
воспроизведением.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Особенности слуха и голоса детей 4 - 6 лет
На шестом году жизни дети умеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее
развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной
деятельности оказывает положительное влияние на формирование голосового
аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по
прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками
ещё недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем
6
головной (верхний), поэтому голос у детей 4 – 6 лет несильный, хотя поройзвонкий.
Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается
низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2. Низкие звуки звучат более протяжно,
поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в
которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми-фа-си. В этом
диапазоне звучание естественное, звук до1звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6 - 7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои
суждения по содержанию песни, оценивают своё пение и пение товарищей. У детей
7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более
самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их
музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным, дети могут
самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в
пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение
и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности;
укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у
детей ещё не совсем сформированы, певческое звукообразованиепроисходит за счёт
натяжения краёв связок, поэтому форсированное пение следует исключить.
Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет на выразительность
исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь,естественным светлым звуком, и
только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе
появится напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет
увеличивается объём лёгких, дыхание становится более глубоким, это позволяет
педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У
детей расширяется диапазон (до-ре). Дети правильно интонируют мелодию.
7
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах
коллективного исполнительства:
• Хором в унисон
• Хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.)
• Пение под фонограмму
• Пение под фортепиано
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
певческого звучания каждого ребёнка и чистоту интонирования мелодии, в
соответствии с природным типом голоса, определить ребёнка в ту или иную
тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь, слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужнособлюдение
следующих условий:
• Игровой характер занятий и упражнений
• Активная концертная деятельность
• Доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях, но и дома, на улице, в гостях.
• Атрибуты
для
занятий
(шумовые
инструменты,
музыкально-
дидактические игры и пособия)
• Звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, СD-диски,
как чистые, так и с записями музыкального материала)
• Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу, для этого нужно проводить
работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого
разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса
ребёнка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокальнопевческую постановку корпуса.
8
Программа включает подразделы:
• Восприятие музыки
• Развитие музыкального слуха и голоса
• Певческая установка
• Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональновыразительного
исполнения,
певческое
дыхание,
звукообразование,
навык
выразительной дикции)
• Песенное творчество
Артикуляция: В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных
звуков.
Навык артикуляции включает в себя:
• Выразительно выделение и грамотное произношение
• Постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение
гортани при пении различных фонем, что является условием уравнивания
гласных
• Умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»
• Умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• Гласные «о», «е» - с целью выработки округлённого красивого звучания
• Гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора
• Гласные «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается. В
активную
работу
включается
язык,
который
может
вызвать
непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание
9
рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• Слуховой самоконтроль
• Слуховое внимание
• Дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числеего
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного
пения
• Представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык
эмоционально-выразительного
исполнения
отражает
музыкально-
эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального
произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• Выразительностью мимики
• Выражением глаз
• Выразительностью движения и жестов
•
Тембровой окраской голоса
• Динамическими оттенками и особенностью фразировки
• Наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)
значение
Певческое дыхание. Ребёнок, обучающийся пению, осваивает технику
распределения дыхания, которая состоит из трёх этапов:
• Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч
• Опора дыхания – пауза или активное торможение вдоха. Детям объясняют, что
необходимо задержать дыхание животом, зафиксировать его мышцами
Спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие
10
упражнения артикуляционной гимнастики:
• Не очень сильно прикусить кончик языка
• Высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до
кончика
• Покусывать язык поочерёдно правыми и левыми боковыми зубами, какбы
пытаясь жевать
• Сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом,затем в
другую сторону
• Упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щёку, потом
левую щёку, стараясь как бы проткнуть щёки
• Пощёлкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки более высокого и низкого звучания (или в унисон)
• Постукивая пальцами, сделать массаж лица
• Делать нижней челюстью круговые движения вперёд – вправо – назад влево - вперёд
• Сделать вдох носом, втянув щёки между губами (рот закрыт). Выдох –
губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по четыре раза.
С целью выработки дикции, можно использовать скороговорки, которые
необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с
твёрдой атакой звука.
Планируемые результаты
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера,
проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству, поют естественным
голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2
октавы, чисто интонируют, различают звуки по высоте, слышат движение мелодии,
поступенное и скачкообразное, точно воспроизводят и передают ритмический
рисунок, умеют контролировать слухом качество пения.
У них выработана певческая установка, дети могут петь без музыкального
11
сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь
естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова,
понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят
окончания слов. Могут петь без помощи музыкального руководителя. Дети
проявляют активность в песенном творчестве, поют дружно, не отставая и не
опережая друг друга.
Формами подведения итогов реализации программы являются педагогические
наблюдения и концертные выступления.
II. Содержательный раздел программы
Описание вариативных форм, способов, методов и средствреализации
программы
Формы и приёмы организации образовательного процесса по художественной
направленности
Совместная
образовательная
деятельность
педагогов и детей
Непосредственно
образовательная
деятельность
Слушание (музыкальные
сказки, инструментальная
музыка).
Беседы с детьми о музыке.
Музыкальнодидактическая игра.
Рассматривание
иллюстраций в детских
книгах, репродукций,
предметов окружающей
Самостоятельная
деятельность детей
Игры в «праздники, концерты,
оркестры, музыкальные
занятия» и т.д
Сюжетно-ролевые игры.
Импровизации мелодий на
собственные слова,
придумывание песенок.
Придумывание простейших
танцевальных движений.
действительности.
Инсценирование содержания
Рассматривание портретов песен.
Музыкально-дидактические
игры.
12
Образовательная
деятельность в семье
Посещение музеев,
выставок, детских
музыкальных театров.
Прослушивание
аудиозаписей.
Просмотр
иллюстраций,
репродукций картин,
портретов
инструментах.
Приёмы обучения пению:
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется
не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приёмы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия более продуктивными. Повышают активность
детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на
вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от
того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста
детей, их подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребёнку
осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять
в них уверенность, но делать это надо деликатно.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа
2. Индивидуальная работа
3. Беседа
4. Распевание
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку
6. Дыхательная звуковая гимнастика
7. Артикуляционные упражнения
8. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Контрольное занятие: Оценка уровня результативности занятия, качества
реализации программы кружковой работы.
Для успешной реализации программы предполагается:
13
1. Беседы о музыке, танце различного содержания
2. Слушание музыки танцевального характера
3. Экскурсии
4. Посещение концертов
5. Просмотр видеозаписей детских праздников и концертов
Содержание программы (72 часа)
Вводное занятие.
Содержание:
объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок
работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема 1. Развитие музыкальной памяти.
Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки,
трещотки и т.д.).
Форма: практическая¸ дидактические игры.
Тема 2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки,
трещотки и т.д.).
Форма: практическая¸ дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных
музыкальных инструментах (бубен, ложки, трещотки, барабан).
Форма: практическая¸ дидактические игры.
Вокальная работа.
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание: прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением ибез
него.
Форма: индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
14
Содержание: работа над выработкой правильного поведения во время занятия.
Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами
плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма: фронтальная, индивидуальная. Практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание:
Разогревание
и
настройка
голосового
аппарата
детей.
Упражнения на дыхание: считалки, припевки, дразнилки и т.п.
Форма: фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание: отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги,
работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма: индивидуальные занятия в группе, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание: Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа
над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма: коллективная.
На занятиях используется
интеграция
разных
видов
деятельности
(восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения,
музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на
детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка,
художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут): Музыкальное приветствие, коммуникативные
игры для создания положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-25 минут): Распевание, вокальные упражнения,
направленные на подготовку голосового аппарата детей к разучиванию и
исполнению вокальных произведений: упражнения, формирующие правильную
певческую установку и дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч,
15
рук и ног при пении сидя и стоя); дыхательные упражнения (дыхание брать перед
началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы,
не разрывать слова); упражнения, формирующие правильное звукообразование,
звуковедение (развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы,
мягкая атака звука, приѐмы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка
кантиленного пения); упражнения для работы над интонацией (точность
воспроизведения мелодии, понятие высоты звука); упражнения для развития
чувства лада (ощущение детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени
лада); вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения
навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при
произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста); попевки, распевки
для расширения диапазона голоса; упражнения для работы над динамикой
(знакомство с динамическими оттенками piano, forte, crescendo,
diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного piano);
упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому 11
изображению).
Работа над песней (один из этапов).
1 этап. Разучивание песни. знакомство с песней в исполнении педагога,
слушание, восприятие, беседа о характере, образном содержании, элементах
выразительности; разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной
тесситуре, сначала без сопровождения, потом с сопровождением).
1этап. Закрепление текста. проговаривание текста в ритме песни негромко или
шепотом; беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание; пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и
вы» (перемежающееся пение по цепочке).
3 этап. Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля –
интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.).
пение на звук «у» для выравнивания унисона; пение a capella для установления
чистого хорового строя; пропевание наиболее сложныхфрагментов со словами или
16
вокализацией для уточнения интонации; моделирование высоты звука рукой,
схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте; метод мысленного пения,
активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание
звукового эталона подражания; использование детских музыкальных инструментов
для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля; пение
с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля;
вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания; задержка
на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому 12 педагогом, для
достижения тембрового и интонационного единства. Пение по фразам вслух и про
себя для понимания структуры песни.
2 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способазвуковедения,
динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности).
пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога; игра
«Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух); игра «Чей ряд знает лучше слова
песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно вместе); игра
«Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок); игра «Поиграем с песенкой» для
пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у которого игрушка); игра
«Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется
«волшебная
палочка»);
пение
с
жестовым
сопровождением;
игра
«Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»); игра «Фабрика звезд» (пение
с микрофоном); инсценирование песен; пение от лица разных персонажей.
3этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным
исполнением песни). пение с движениями, которые дополняют песенный образ и
делают его более эмоциональным и запоминающимся; пение в ансамбле или
сольно, с аккомпанементом или без него, в соответствующем характере, темпе,
динамике; пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских
музыкальных инструментов; подбор сценического оформления (костюмы,
аксессуары, декорации).
5. Заключительная часть. (5 минут) Подведение итога занятия. Музыкальная
игра. Прощание.
Диагностика уровня развития певческих умений
17
№
Оценка/б
Показатели (знания, умения, навыки)
п/п
0
1.
Качественное исполнение знакомых песен
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой
координации
Умение импровизировать
3.
н
с
в
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз,
квинту и сексту
5. Навыки выразительной дикции
0 – не справляется с заданием
Н (низкий) – справляется с помощью педагога
С (средний) – справляется с частичной помощью педагогаВ
(высокий) – справляется самостоятельно
Учебно – тематический план
№
Тема
п/
Количество часов
Всего
Теоретических
занятий
2
2
п
1
Вводное
Примеча
Практических
занятий
Музыкальная подготовка
2
3
4
Развитие
музыкального
слуха
Развитие
музыкальной
памяти
Развитие чувства
Ритма
8
2
6
8
1
8
8
1
6
18
ние
Вокальная работа
1
11
1
10
3
Прослушивание
голосов
Певческая установка.
Дыхание
Распевание
11
1
10
4
Дикция
11
1
10
5
Работа с ансамблем
над репертуаром
Итого часов
11
1
10
72
10
62
2
2
2
Содержание тематического плана.
Период
прохождени
яматериала
Программное содержание
1. Развитие музыкального слуха:
-упражнять детей в чистом
пропевании терции,
подготавливатьголосовой аппарат к
пению песен, развивать чувство
ритма.
Сентябрь
–ноябрь.
2. Развитие музыкальной памяти.
-разогреть мышцы языка, губ, щёк,
челюсти, обеспечивая им
наибольшую подвижность; расширить диапазоны речевого и
певческого голоса; - развивать
интонационный и
фонематическийслух;
3. Развитие чувства ритма:
-упражнять детей в чистом
пропевании терции, поступенное
движение вверх и вниз, развивать
чувство ритма, артикуляционный
19
Репертуар
«Путешествие
язычка»С. А.
Коротаева;
«Зарядка язычка».
«Дерево»,
«Иностранец», «Ветер»,
«Кто как звучит».
игра «Имена», «Капкап», «Осень, холодно»,
«Тик-тик-так».
«Падают листья» М.
Красёв, «По малину
всад пойдём» А.
Филиппенко,
«Зимушка-зима»
Л.Вахрушева
аппарат.
Декабрь
–
февраль.
1. Прослушивание голосов помогает устранить напряжение
искованность артикуляционных
мышц; - разогреть мышцы языка,
губ, щёк, челюсти, обеспечивая
имнаибольшую подвижность;
2. Развитие речевого и певческого
дыхания. - диафрагмальное
дыхание способствует
вентиляции лёгких, интенсивному
кровообращению, осуществляет
массаж брюшной полости
3. Распевание: - упражнять детей
вчистом пропевании секунды,
квинты, - поступенное движение
вверх и вниз, развивать чувство
ритма, - подготавливать
голосовойаппарат к пению песен
1. Дикция - развивать
мимику,артикуляционную
моторику; развивать выразительную дикцию.
Март - май.
2. Развивающие игры с голосом.
-увеличивать границы диапазона
речевого и певческого голоса; формировать естественное
звучание голоса.
3. Работа с репертуаром
20
«Зарядка язычка».
«Ночной лес»,
«Самолёт», «Ослик».
«Колокольчик», «Сел
комарик под кусточек»,
«По деревьям
скок-скок».
«Бабушка моя» Е.
Гомонова,
«Маминапесенка»
М.
Парцхаладзе,
«Каждыйпо-своему
маму поздравит» Т.
Попатенко.
«Трубочка и улыбка»,
«Игра».
«Пробуждение», «В
лесшагали»,
«Радость»,
«Мы ногами».
«Лиса», «Солнышко,
непрячься», «Жучок».
«Мишка с куклой
пляшут полечку»
М.
Качурбина,
«Карусель»Д.
Кабалевский,
«Паровоз» Г. Эрнасакс
III. Организационный раздел программы
Организация и проведение занятий вокального кружка
Режим работы:
Всего посещают:
Продолжительность занятия: 25- 30минут
Количество занятий в
Количество занятий в
Количество занятий в
неделю
месяц
учебный год
2
8
72
Продолжительность одного занятия
В неделю
25-30 минут
50-60 минут
21
График работы кружка «Весёлые нотки»
Вторник: 17:00 – 18:30
Четверг: 17:00 – 18:30
Материально-техническое обеспечение работы вокального кружка:
1. Цифровое фортепиано.
2. Музыкальный центр.
3. Фонограммы песен.
4. Микрофоны.
5. Детские музыкальные инструменты.
6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки-маскии
т. д.).
7. Концертные костюмы
Музыкальный репертуар:
«Смелый пилот» - муз. Е. Теличеевой
«Василёк» - рус. нар. мелодия
«Дождик - озорник» - муз. Н. Зарецкой
«Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко
«Пёстрый колпачок» - муз. Г. Струве
«Старинная французская песенка» - муз. П.И. Чайковского
«Детская песенка» - муз. Ноффата
«Вечер настал» - муз. У. Гаджибекова
«Осенняя песенка» - муз. Д. Васильев-Буглай
«Песенка о гамме» - муз. Г. Струве
«Гусята» - англ. нар. песня
«Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатова
«Пёстрый колпачок» - муз. Г. Струве
«Слон и скрипочка» - муз. О. Юдахиной
«Песня о России» - муз. Г. Струве
22
«Наследие России» - муз. И. Гомоновой
«Песенка про жирафа» - муз. Ю. Чичкова
«Сонная песенка» - муз. Р. Паулса
Список литературы
1. Учим детей петь 5-6 лет .– С.И. Мерзлякова – М: ТЦ «Сфера», 2019
2. Учим детей петь 6-7 лет .– С.И. Мерзлякова – М: ТЦ «Сфера», 2019
3. Песни для детского сада – А.В. Перескоков – М: Айрис-пресс, 2008
4. Музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного
возраста (с 5 до 7 лет) – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018
5. Журнал «Музыкальная палитра» - Санкт-Петербург
23