Программа изонить

Журавлева
О.В.

Подписан: Журавлева О.В.
DN: O="МБДОУ ""ДС №
480 г. Челябинска""",
CN=Журавлева О.В.,
E=doy480kurch@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Foxit Reader Версия: 10.1.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 г. ЧЕЛЯБИНСКА» (МБДОУ «ДС № 480 г. Челябинска»)
454100, г. Челябинск, Чичерина, 4, б. тел.794-09-09,796-88-13, факс 244-40-72

Принято на заседании

Утверждаю

Педагогического совета №1

Заведующий МБДОУ «Детский сад №
480 г. Челябинска»

Протокол №1 от 29.08.2024г.

__________/ Журавлева О.В.
«__ »_______________2024г.

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно – эстетического направленности
для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
«Изонить»

Разработчик программы: заместитель
заведующего по УВР
Погорелова Оксана Владимировна

2024г.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 5- 7 ЛЕТ.
«ИЗОНИТЬ».

стр.
Пояснительная записка.

3

Содержание кружковой работы.

4

Тематическое планирование работы с детьми
старшего дошкольного возраста.

9

Этапы работы.

13

Учебно – методическое обеспечение работы.

15

Список литературы.

16

Приложение.

17

2

1.
основе:
яна
осуществляетс
ь»
«Изонит
работы
кружковой
-образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют
карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом
на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими
другими инструментами и материалами. А можно выполнять рисунок нитью,
учась при этом прекрасно владеть иглой.
Изонить - изображение нитью, или ниткография – это графический
рисунок, выполненный нитями в определенном порядке на твердой основе.
Изонить, как вид искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке.
Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки
гвоздях. В результате получились ажурные кружевные изделия, которыми
украшали жилища.
В современной технике, нити накладывают стежками на жесткую основу
- толстую бумагу или картон, с помощью иголки.
В технике изонити можно делать закладки и обложки для книг, открытки,
подарочные коробки, настенные панно, сувениры.
Это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети
разного возраста.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы,
дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают
внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности.
Обновление

содержания

Рабочей

программы дополнительного

методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников»
СПб. «Детство-Пресс», 2004;
практического пособия Леоновой О.В. «Рисуем нитью. Ажурные картинки»
СПб. Издательский Дом «Литера», 2005.
Программа рассчитана на 2 года обучения.

3

2.

Учебный план работы «Изонить».
Название
кружка

Кол-во
занятий в
неделю

«Изонить»

2

Автор

День
недели,
время

Кол-во
занятий
в месяц

Кол-во
занятий
в год

Продолжитель
ность занятий
(мин.)

Кол-во
воспитанни
ков

8

56

25 - 30

15

Понедельник
16.30
Пятница
16.30

программы:

Погорелова

Оксана

Владимировна,

заместитель

заведующего по УВР. Образование высшее, педагогический стаж работы – 15
лет, стаж работы по данной теме – 1 год.
Дополнительная

программа

дополнительного

образования

«Изонить»

разработана в 2024г. и заслушана на заседании педсовета №1 (протокол №1 от
29.09.2024г.), утверждена 29.09.2024г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность разработки данной программы заключается в идее использования
изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства
при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных,
творческих, коммуникативных способностей.
Занятия изонитью являются одним из способов, позволяющих развивать
мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на
речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомер.
Работа в технике изонить развивает у детей

наглядно-образное и

логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения
пальцев рук; развивает творческий потенциал ребенка. В ходе работы
необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.
Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративноприкладного

искусства.

Изонить

расширяет

представление

детей

об

окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы,
4

видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании
геометрического узора.
Работа над любой поделкой требует выполнения трудовых операций в
определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану,
соблюдая последовательность выполнения стежков.
Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует
развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые
зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука
приобретает уверенность, оттачивается точность.
Работа в технике изонить способствует формированию таких качеств, как
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает
аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.
Изонить привлекает детей своими результатами. Дети испытывают
радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно.
Педагогическая целесообразность - занятия изонитью способствуют развитию
мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое
развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие
на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Новизна программы заключается в изготовлении картин необычного жанра с
помощью цветных ниток.
Отличительная особенность программы в том, что с первых же занятий дети
видят конкретные результаты своего труда. Детям, которые нуждаются,
предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные
особенности детей. Важно, чтобы занятия изонитью нравились ребёнку, а
изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь
доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.
Принципы построения программы.
Инновационность. В работы используются нетрадиционные методы и способы
развития творчества детей.
Доступность. Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут
5

любые старые коробки, куски обоев, цветной картон и т.д. Для работы можно
использовать самые разные нитки – швейные, мулине, ирис, шерстяные и другие.
Достоинство техники изонити в том, что она не требует особой
предварительной подготовки. Изделия выполняются довольно быстро и
аккуратно с первого раза. И ребенку есть, где пофантазировать.
Системность. Занятия строятся от простого к сложному, от приобретения
первоначальных навыков до выполнения значимой для ребенка работы.
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на развитие
умения видеть прекрасное, стараться его понять, оценить его, что такнеобходимо
будет требоваться каждому ребенку в жизни.
Обеспечение

мотивации.

Одна

из

самых

положительно

влияющих

возможностей развить в детях чувство прекрасного – это творчество, которое
помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение.
Развитие творческих способностей через изобразительное искусство расширит
кругозор, даст им возможность что-то сделать своими руками и это что-то он
может кому-либо подарить или оставить себе на память. Это и будет основной
мотивацией участия детей в работе кружка.
Реалистичность. Программа применима для детей старшего дошкольного
возраста.
Цель программы: развитие творческих способностей в процессе обучения
детей технике изонить.
Задачи программы:
 прививать

интерес

совершенствования

к
в

нитяной
данном

графике
направлении

и

пробуждать

желание

декоративно-прикладного

творчества;
 формировать
 развивать

устойчивый интерес к художественной деятельности;

художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

 воспитывать

внимание,

аккуратность,

целеустремленность,

поощрять

доброжелательное отношение друг к другу;
 воспитывать

стремление к разумной организации своего свободного времени.
6

«Изонить» является одним из видов декоративно-прикладного искусства
художественно-эстетической направленности способствующий творческому
развитию ребенка.
Формы работы с детьми.
Занятия проводятся в форме дополнительного образования во второй половине дня
2раза в неделю. Продолжительность занятий:
 для детей старшей группы – 25 минут;


для детей подготовительной группы – 30 минут.

Форма занятий подгрупповая ( 3 - 5чел.), индивидуальная.
Это определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими
предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности
позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние
здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на
определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Состав мини – группы одновременно работающих детей может меняться
в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на
своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями детей с ОНР.
Методы работы:
словесные (беседа, объяснение);
наглядные (иллюстрирование);
практические (отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать
с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в
картину (панно).
В работе с детьми используются следующие приемы:


использование и обследование фона (подбор цветного картона и цветных
ниток),

что

позволяет

закрепить

название

цветов,

познакомить

с

гармоничным сочетанием цветов и их оттенков, активизируя в речи
соответствующий словарь;
7

3.


мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в
выставке, подарки к празднику);



обсуждение правил пользования орудием труда: например, тема беседы «Как
работать безопасно» позволяет познакомить детей с основами безопасности
жизнедеятельности;



комментирование способа выполнения действий позволяет развивать
логическое мышление;



совместные действия (или «пассивные»), рука ребенка в руке педагога;



художественное слово: использование стихотворений, загадок о карандаше,
ножницах, игле и т.д.;



вопросы к детям дают возможность рассуждать, быть участником
конструктивного диалога;



выполнение работы небольшими частями;



использование музыки;



физкультурно - оздоровительные моменты (физкультминутки, гимнастика
для глаз, релаксация);



учет индивидуальных возможностей и особенностей детей с ОНР.

Предполагаемый результат:


овладение техникой изонити;



развитие мелкой моторики пальцев рук;



обогащение активного и пассивного словаря;
развитие творческих способностей детей.



Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. В
процессе реализации программы допускается проведение корректировки
сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей
и уровня освоения программы. Во время занятий для создания непринужденной
и творческой атмосферы используются диски с записями звуков живой природы
и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
8

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Примерный план работы дополнительного образования по изонити с
детьми старшегодошкольного возраста 5-6 лет (1-й год обучения).
Дата

Тема

Сентябрь

«Забавный
угол»
(8 занятий)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

«Грибок»
(8 занятий)

«Кораблик»
(8 занятий)

«Птичка»
(8 занятий)

«Елочка»
(8 занятий)

Программные задачи
Познакомить детей с новым видом художественной деятельности.
Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Познакомить с понятиями: вершина, угол, правая и левая стороны угла.
Учить детей владеть иголкой, ниткой, шилом, соблюдая правила по технике
безопасности.
Учить детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
Продолжать знакомить с правилами безопасной работы.
Выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой
стороне, а на изнаночной видны только стежки).
Учить дорисовывать изображение после вышивки угла.
Развить эстетический вкус.
Закреплять понятия: вершина, угол, левая и правая стороны угла.
Познакомить с понятием" зеркальное отражение".
Развивать цветовое восприятие (дать представление о холодных и теплых тонах,
учить подбирать цвет к фону).
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
Продолжать учить детей работать с иголкой, ниткой, шилом.
Учить пользоваться трафаретом.
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Развивать умение использовать знания, полученные на других занятиях по
изобразительной деятельности (навыки рисования и аппликации).
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Учить детей рассматривать и анализировать образец.
Учить плоскостному моделированию.
Развивать творческое мышление ребенка.
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

9

Февраль

Март

Апрель

Май

«Снежинка»
(8 занятий)

«Ласточка»
(8 занятий)

«Комета»
(8 занятий)

«Обелиск»
(8 занятий)

Познакомить со смежными углами, имеющими одну общую вершину и общие
стороны.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
Продолжать учить детей плоскостному моделированию: умению составлять из
углов композицию.
Развивать активный и пассивный словарь.
Познакомить детей с техникой наложения одних углов на другие.
Развивать умение чередовать зрительные нагрузки и расслабление.
Приучать детей использовать в речи математические термины.
Продолжать учить составлять композицию, используя свои умения и навыки в
технике изображения углов.
Отметить особенности расположения нитей, показать взаимосвязь количества
отверстий и расстояния между ними.
Активизировать активный и пассивный словарь детей.
Продолжать развивать ведущую руку, оптико-моторную координацию.
Продолжать учить детей рассматривать и анализировать образец.
Учить изготавливать открытку к празднику, передавать в работе свои впечатления.
Учить работать самостоятельно.
Развивать творческое воображение, мышление, эстетический вкус.
Воспитывать внимательность, усидчивость, взаимопомощь, желание довести
работу до конца.

Примерный план работы по изонити с детьми старшегодошкольного
возраста 6-7 лет (2-й год обучения).
Дата

Сентябрь

Тема

«Башня»
(8 занятий)

«Кленовый
Октябрь

лист»
(8 занятий)

Ноябрь

«Мячик»
(8 занятий)

Программные задачи
Продолжать учить составлять композицию из нескольких углов, имеющих
общую вершину и общие стороны.
Закрепить понятие о середине, центре, вершине, крае.
Продолжать развивать цветовое восприятие: учить подбирать нитки в
подходящей цветовой гамме.
Продолжать развивать ведущую руку, оптико-моторную координацию.
Продолжать учить детей составлять изображение из нескольких смежных
углов.
Развивать умение работать в технике изонити, соблюдая правила безопасности.
Воспитывать усидчивость, внимательность, терпение, старательность в работе с
изонитью.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
Познакомить детей с изображением окружности в технике изонити, используя
трафареты.
Учить наносить разметку и прокалывать отверстия.
Формировать умение работать с иголкой и ниткой.
Развивать эстетический вкус.
Активизировать активный и пассивный словарь детей.

10

Декабрь

«Апельсин»
(8 занятий)
«Волшебный

Январь

шар»
(8 занятий)

Февраль

Март

Апрель

Май

«Снеговик»
(8 занятий)
«Цыпленок»
(8 занятий)

«Ракета»
(8 занятий)

«Одуванчики»
(8 занятий)

Дать понятие о хорде разной длины и направлении, о точке отсчета.Развивать
абстрактное мышление.
Развивать глазомер, мускулатуру кисти руки.
Развивать умение чередовать зрительные нагрузки и расслабление.
Учить детей выполнять одну и ту же окружность при хордах разной длины
нитками разного цвета.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
Воспитывать внимательность, взаимопомощь.
Учить составлять композицию из нескольких окружностей.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
Продолжать учить детей дополнять свою работу рисунком или аппликацией.
Развивать умение самостоятельно рассматривать и анализировать образец.
Продолжать обучать детей плоскостному моделированию: умению составлять
из окружностей и углов изображения предметов.
Развивать глазомер, остроту зрения.
Продолжать учить детей изготавливать открытку к празднику в технике
изонити.
Дополнять свою работу рисунком или аппликацией.
Развивать воображение, творческое мышление.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Закрепить понятие «зеркальное отражение».
Закрепить умение рассматривать и анализировать образец.
Закрепить навыки работы в технике изонити: использовать в своей работе
технику изображения углов и окружностей.
Развивать речь детей, ведущую руку, оптико-моторную координацию.

Цели занятий изонитью для детей старшего дошкольного возраста:


побудить детей к творчеству в доступной для них форме;



помочь им освоить навыки владения иглой;



показать основные приемы выполнения той или иной операции;



выявить их способности к плоскостному моделированию.

Задачи занятий изонитью.
1. Блок задач по развитию у детей математических представлений.
Раздел «Геометрическая форма».


Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.



Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.

Раздел «Количество и счет».

11

6.
7.



Упражнять детей в количественном и порядковом счете.



Дать детям понять, что количество отверстий

не зависит от расстояния

между ними.


Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от
начала отсчета и направления счета.



Дать понятие о точке отсчета.

Раздел «Ориентировка на плоскости».


Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.



Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

2. Блок задач по сенсорному развитию.


Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах,
научить подбирать цвет к фону.



Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному развитию.


Развивать абстрактное мышление.



Обучить

плоскостному

моделированию

–

умению

составлять

из

окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.


Познакомить с понятием «зеркальное отражение».

4. Блок задач по трудовому развитию.


Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.



Научить работе с трафаретом.



Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому развитию.


Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.



Развивать координацию движений рук под контролем глаз.



Соизмерять силу прокола и натяжения нити со свойствами материала
(толщиной, сопротивлением на разрыв и пр.).
Блок задач по нравственному развитию.



Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,
взаимопомощь.
Блок задач по эстетическому развитию.
12

8.
9.
4.



Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.



Развивать эстетический вкус.



Научить подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.



Развивать умение использовать знания, полученные на других занятиях
по изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Блок задач по развитию речи.



Развивать активный и пассивный словарь детей.



Развивать объяснительную и доказательную речь.



Способствовать введению в активный словарь детей математических
терминов.
Блок задач по коррекционному развитию.



Формировать навыки исполнительского мастерства.



Развивать ведущую руку, мелкую моторику кисти руки.



Развивать зрительно-двигательную координацию.



Повышать остроту зрения, чередуя нагрузки и расслабления.

Цикл занятий состоит из двух разделов:


Овладение техникой изонити: изображение углов.
Моделирование с их использованием образов (1-й год обучения).



Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити.
Моделирование с их использованием образов (2-й год обучения).
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
Ознакомительный (1-й год обучения).
Цели и задачи:



Познакомить с техникой изонить, научить технике работы с изонитью
(заполнение угла), научить дорисовывать изображение после вышивки угла.



Научить владеть иголкой, ниткой.



Познакомить с правилами безопасного владения иглой, ножницами, клеем.



Развивать цветовое восприятие.



Развивать активный и пассивный словарь воспитанников.



Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.
13



Воспитывать эстетический вкус.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
К концу года дети должны знать:



технику безопасности;



правила работы в технике изонить;



пространственное расположение на листе;



лицевую и изнаночную стороны изделия;



точку отсчета.
Должны уметь:



выполнять углы в технике изонить;



пользоваться иголкой, ниткой;



ориентироваться на плоскости;



работать с линейкой, трафаретом.
Развивающий (2-й год обучения).
Цели и задачи:



Научить выполнять окружность в технике изонити, составлять сюжетные
композиции, используя разные по величине окружности и углы.



Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностью.



Закрепить

приобретенные

знания

безопасного

пользования

иглой,

ножницами, клеем.


Развивать умение подбирать нитки по толщине и цвету.



Развивать объяснительную и доказательную речь.



Развивать эстетический вкус.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
К концу года дети должны знать:



технику безопасности;



правила работы в технике изонить.
Должны уметь:



пользоваться иголкой, ниткой, трафаретом;
14

5.



различать толщину ниток;



выполнять окружность в технике изонить;



составлять композиции из окружностей и углов;



анализировать образец и выполненную работу.

Формы подведения итогов:
-

мониторинг кружковой деятельности;



оформление выставок для родителей;



участие в выставках и конкурсах.

Работа с родителями.
Представление кружковой работы на родительском собрании.
Индивидуальные консультации и рекомендации.
Оформление мини-выставок детских работ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.
Техническое оснащение: магнитофон, диски с записями звуков живой
природы и музыки.
Дидактический материал:


иллюстрации;



образцы работ;



схемы (техника заполнения фигур);



стихи, загадки.

Оборудование:


иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);



цветные нити разного качества;



ножницы с тупым концом;



шило (короткое);



кусок пенопласта или линолеума примерно 25х25 см;



цветной картон, разного размера;



линейка, трафареты, фигурные лекала;
15



цветные карандаши, ручки, фломастеры; клеящий карандаш;



бросовый материал для дополнения изображения.

Приложение.
Приложение №1 «Методика работы с
детьми».Приложение №2 «Техника
изонити».
Приложение №3 «Модели и схемы для прошивания».
Приложение №4 «Знакомство с инструментами и техникой безопасности
приработе с ними».
Приложение №5 «Конспекты деятельности».
Приложение №6 «Мониторинг».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Л.И. Бурундукова «Волшебная изонить» М. «Аст – Пресс», 2010.
Н. Н.

Гусарова

«Техника

изонити

для

дошкольников»,

пособие. 2-е издание, СПб., «Детство – Пресс» 2004.
Р.А. Гильман «Нитка в умелых руках» М., Легпромбытиздат, 1993.
О. В. Леонова «Рисуем нитью. Ажурные картинки». СПб., ИД
«Литера», 2005.
Письмо министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения».
Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин
2.4.1.304913 от 30.07.2013г «Санитарно-эпидемиологические требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений».
Интернет источники:
https://www.prikcdt.ru/metodicheskaya/istoriya-razvitietekhniki-izonit-i-

teoreticheskie-osnovy-metodiki16

provedeniya-kruzhka
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452

17

Й
ЗВ
Ш
Т
Ж
Ю
Ь
П
«Ц
У
О
Д
(М
А
К
С
Н
И
Я
Л
чрг»)5Е
н
яи
Ч
Д
Б
М
№
ж
на
аксПринято
тел7-,613ф
98Протокол
хж
м
ю
щ
б
204.Д
О
П
В
У
щ
:ую
ы
»Рбм
ьз5-7«И
ш
яй
рвлд
ап
чкогн
эстеи

№

г.

г.

№
4, б.

сад №
№1 от
О.В.

-

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».